Квалификационные требования ассистентов учителей
- свидетельство о получении высшего образования (или копия);
- диплом или сертификат, подтверждающий квалификацию ассистента учителя, выданный официальным учреждением последипломного образования, включая прохождение практики;
- возможность выполнять физическую деятельность в пределах должностных обязанностей;
- при необходимости - участие в тренинге или наличие сертификата по специальным услугам в сфере здравоохранения (например, свидетельство о прохождении обучения по оказанию первой необходимой помощи, толерантного вмешательства в кризисных ситуациях);
- добросовестное выполнение профессиональных обязанностей согласно должностных обязанностей (например, язык жестов, шрифт Брайля, способность поднять и расположить ученика, система коммуникации с помощью обмена рисунками).
Практические навыки ассистента учителя охватывают возможность:
- привлекать учащихся к деятельности, которая способствует обучению;
- мотивировать и поощрять учеников к участию в учебной и общешкольной деятельности;
- поддерживать учеников и обеспечить успешное передвижение в течение всего школьного дня;
- помогать ученикам собирать и организовывать информацию и материалы, соблюдать определенные сроки и условия задач, просматривать материалы, готовиться к тестированию - согласно установленным требованиям;
- поддерживать обучение учащихся, предоставляя объяснение и демонстрируя навыки, а также моделируя надлежащее поведение в классе, чтобы закрепить знания, представленные учителем;
- помогать ученикам решать межличностные конфликты;
- наладить позитивные отношения с учениками, основанные на взаимоуважении;
- создать окружение, благоприятное для как можно лучшего обучения;
- способствовать независимости школьников, применяя стратегии помощи им в процессе решения проблем;
- применять стратегии, направленные на развитие самодостаточности учащихся и увеличение их независимости;
- закрепить атмосферу безопасности и уважения;
- общаться с учениками с уважением, используя язык и тон, которые соответствуют ситуации и состоянию учащихся;
- взаимодействовать с персоналом способом, который способствовал бы формированию позитивного отношения;
- сотрудничать с другими специалистами при разработке индивидуального плана обучения;
- организовывать и координировать ежедневную деятельность для выполнения тех или иных задач;
- определять требования к работе и сроки ее выполнения, предоставляя письменные или устные советы, при необходимости спрашивать о необходимости дополнительных разъяснений;
- обращаться к учителю, чтобы получить информацию и ресурсы, необходимые для выполнения задач;
- собирать, организовывать и создавать материалы в соответствии с указаниями учителя;
- наблюдать за учеником в школе, при необходимости - в других общественных местах;
- наблюдать за учеником и объективно записывать информацию о выполнении ним задач и о его поведении, сообщать эту информацию учителю;
- работать со специальными средствами, оборудованием и технологиями, содействовать работе учащихся с этими средствами и оборудованием, следить, используются ли они учениками с соблюдением требований безопасности;
- использовать оборудование на профессиональном уровне, необходимом для выполнения той или иной задачи.
Компетенции, которые необходимо продемонстрировать, и основные атрибуты:
- понимание этапов роста и развития ребенка и подростка;
- понимание особенностей (например, расстройств спектра аутизма, синдрома Дауна, расстройств вследствие фетального алкогольного синдрома, детского церебрального паралича);
- стратегии управления поведением;
- возможности в сфере решения проблем;
- сенситивность и уважение к различиям.
Кроме основных квалификаций и компетенций, ожидается, что ассистенты учителей будут получать тренинги по другим вопросам и дополнительные возможности профессионального развития, которые помогут им выполнять задачи в соответствии с определенными требованиями. Такие возможности получения тренинга и дополнительного профессионального развития инициируются самим ассистентом учителя или определяются в процессе планирования директором и учителем.
Ассистенты учителей должны продемонстрировать соответствие ожиданиям, указанным в должностных обязанностях.
Навыки составления программы для учеников с особыми потребностями, которым необходима помощь в обучении и оценке, называются специальными компетенциями в отношении учащихся. Компетенция - это возможность применять специальный навык или ряд навыков, чтобы выполнять задачи под руководством учителя или другого профессионала.
Задания ассистента учителя, связанные с работой
Термин «задачи, связанные с работой» применяется потому, что обычно ассистент учителя не только выполняет одну работу с одним учеником. Он помогает также учителям в школе, может работать с несколькими учителями и несколькими учениками в одном или нескольких кабинетах - в зависимости от расписания, утвержденного в школе. Кроме того, ежегодно школьники, которыми занимается ассистент учителя, могут меняться. В школу принимаются новые ученики, некоторые из них могут потребовать меньше помощи, а некоторые - наоборот, больше. Поэтому ассистент должен быть гибким в удовлетворении потребностей, определенных директором и учителями
Ассистенты учителей выполняют работу, необходимую для удовлетворения специальных потребностей учащихся, под руководством учителя или специалистов. И одновременно - под наблюдением руководства школы (директора), которое определяет, где и с кем будет работать ассистент учителя.
Ассистенты учителей могут оказывать поддержку одному или нескольким ученикам в классе или школе по просьбе учителя и директора.
Хотя первоначальная задача ассистента учителя - заниматься с учениками, определенными в процессе планирования программы, поощряется фигура ассистента учителя в качестве вспомогательного ресурса для всех, а не отдельных учеников в классе.
В зависимости от задачи, ассистента учителя могут привлечь к участию в специальном тренинге или учебной деятельности. Некоторые ученики нуждаются в периодической помощи, тогда как другие должны получать постоянную долгосрочную поддержку, спланированную для них лично. Профессиональные специалисты школьного коллектива, консультируясь с семьей ученика, разрабатывают для ученика индивидуальную программу обучения.
Ученик с физическими поражениями может нуждаться в инвалидной коляске Ученик с поражениями зрения – в постоянной помощи перевода шрифта Брайля. Другие потребности могут быть не столь постоянными. Ученик с потребностями в сфере умственного здоровья будет нуждаться в помощи во время приема лекарств. Некоторые ученики имеют множественные потребности.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)