ЗАДАЧИ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
1. Назовите и проанализируйте социальные модели, по которым формировалась
общественное мнение в отношении лиц с нарушениями психофизического развития.
2. Раскройте особенности инклюзии как модели общественного устройства.
3. Определите и прокомментируйте основные принципы инклюзивного обучения
Устное практическое задание
Воспользовавшись предложенной цитатой, определите основные моменты внедрения инклюзивного образования в современную образовательную систему.
«В первую очередь мы должны сделать образовательную систему достаточно гибкой, чтобы она отвечала разнообразным запросам людей. Впрочем, если мы понимаем привлечения как трансформацию, необходимо в корне изменить наше отношение к разнообразию человеческого материала, с которым имеет дело образовательная система. Это разнообразие стоит рассматривать не как источник проблем, а, наоборот, - как атрибут реальности, который стоит воспринимать и, более того, ценить. При таком подходе мы отрицаем определение нормы как нечто гомогенное и стабильное, мы видим норму в разнообразии. Существование различных категорий учащихся, каждая из которых имеет свои образовательные потребности, становитсяосновой, на которой строится вся педагогика».
Вопросы для устного опроса
1. Как Вы понимаете разнообразие, гибкость и трансформацию образовательной среды?
2. Приведите примеры разнообразия учебной среды, гибкости учебного процесса и трансформации образовательной системы.
3. Как социально-политические процессы повлияли на образование детей с нарушениями психофизического развития?
4. Способствует расистская и коммунистическая идеология развитию инклюзивных процессов в обществе? Приведите показательные примеры.
5. Какой позитив от обучения в инклюзивной среде получают дети с типичным развитием?
Задача для письменного самостоятельного выполнения
1. Укажите различия между терминами «аномальные дети» и «дети с особыми образовательными потребностями».
2. Перечислите основные признаки сегрегативного и инклюзивного обучения.
Темы для докладов и рефератов
1. Историческое основание инклюзивного образования.
2. Терминология и ее значение в современной педагогике
3. Медицинская модель нарушений развития.
4. Социальная модель нарушений развития.
5. Категории детей с особыми потребностями.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)