Социальная инклюзия
Краеугольными камнями концепции социальной инклюзии в отношении лиц с инвалидностью являются:
- Ценность, признание и уважение в отношении отдельных лиц и этой социальной группы. Это, в частности, предусматривает признание различий в развитии людей вместо приравнивания «инвалидности» к патологии; распространение убеждения, что все люди одинаковы в одном фундаментальном смысле: несмотря на наши различия, мы все имеем определенную ценность.
- Развитие человека требует предоставления ему возможностей для обучения и совершенствования, творческого интеллектуального роста личности, выбора детьми и взрослыми такой жизни, которую они ценят и которая заслуживает поддержки.
- Причастность и участие - наличие поддержки в принятии решений, касающихся каждого лично, в вопросах семьи и жизни в обществе. Это означает, что молодые люди принимают решения самостоятельно, могут контролировать услуги, которые им предоставляются; родители участвуют в принятии решений по выбору школы и в решении других вопросов, влияющих на жизнь их детей; граждане привлекаются к участию в принятии решений относительно политики и участия в политической жизни общества.
- Территориальная близость - это совместное пользование физическим и социальным пространством (например, общественными местами - библиотеками, театрами, парками и т.д.).
- Материальное благосостояние - наличие материальных ресурсов и, в частности, финансовой поддержки социальных программ, так чтобы люди с инвалидностью могли в полной мере, наравне с другими, участвовать в жизни общества.
С социальной инклюзией связывают проблемы соблюдения прав человека.
С соблюдением принципов социальной инклюзии должны разрабатываться государственные стратегии в сфере образования, здравоохранения, экономики, трудоустройства, миграции, строительства, благоустройства и тому подобное. Но приоритетно они должны применяться в образовании - прежде всего потому, что образовательная система является отражением положения общества и одновременно важным средством его перестройки.
Авторы публикации «Социальная инклюзия в Соединенных Штатах» отмечают: «Что касается поддержки социальной инклюзии, то мы поддерживаем инициативы и стратегии, результатом которых являются, например, более равномерные доходы, лучшие возможности в сфере трудоустройства, улучшение навыков, здоровья, а также лучшие качества жилья. Социальная инклюзия - это многосторонний подход, который делает возможным все это. Социальная инклюзия позволяет нам сосредоточиться на исследовании и поиске стратегических решений, в которых учтено то, что просто получение работы может быть недостаточным для обеспечения полного участия в экономической и социальной жизни общества людей, выходящих из сложных положений, в которых они оказались».
Государственный Департамент здравоохранения провинции Виктория (Австралия) определяет, например, такие ценности, которые лежат в основе социальной инклюзии:
Каждый готов. Никого из нас не нужно «экзаменовать» или испытывать, чтобы определить наше соответствие ряду критериев и принять решение о том, можем ли мы быть «приобщенными», или же нас стоит «убрать».
Каждый может учиться. Как разумные существа, все мы растем, меняемся и делаем ошибки, но мы все способны учиться.
Каждый нуждается в поддержке. Иногда кто-то из нас нуждается в большей поддержке, чем другие.
Каждый может общаться. То, что кто-то не использует слов, не означает, что ему, нечего сказать.
Каждый может внести вклад. Мы должны признавать, поддерживать и оценивать взносы каждого человека, в том числе и наши собственные.
Вместе мы лучшие. Мы не мечтаем о мире, где каждый похож на нас, - наши различия являются наиболее важным возобновляемым ресурсом.
Австралийское правительство приняло принципы, разработанные Австралийским советом по вопросам социальной инклюзии, которые управляют процессами привлечения всех слоев общества к общественным делам. В них содержатся определенные надежды (то есть чего мы хотим достичь) и подходы (что поможет нам добиться этого).
Ожидания:
- Уменьшение или ослабление неблагоприятных условий.
- Увеличение участия в социальной, общественной и экономической сферах.
- Увеличение влияния, а также усиление ответственности за их благосостояние.
- Базирование на собственных сильных сторонах и преимуществах сообщества.
- Построение партнерства с основными заинтересованными сторонами.
- Внедрение специально адаптированных услуг.
- Предоставление высокой приоритетности делам быстрого реагирования.
- Обеспечение сопутствующих дополнительных услуг и причастность ко всем решениям правительства.
- Использование свидетельств и обобщенных данных для информирования о стратегии.
- Планирование жизнеспособности.
В педагогике термин «социальная интеграция» появился в ХХ в. и начал применяться в США сначала по проблемам расовых, этнических меньшинств, а затем - в отношении детей-эмигрантов. Только в 1960-х гг. этот термин появился в научном использовании на Европейском континенте и стал употребляться в отношении лиц с инвалидностью.
В социологии термин «социальная интеграция» обычно применяется наряду с термином «социальная солидарность». На самом деле «социальная интеграция» (то есть действие принятия) и «социальная солидарность» (то есть понимание проблем) разделенные во времени. Промедление в преодолении зависит от того, какие ощущения возникают относительно нового полученного опыта.
Например, во многих странах условия проживания, учебы, работы для людей с инвалидностью считаются хорошо продуманными, поскольку для повседневной жизни этим людям обеспечена физическая, информационная доступность. Но есть ли основания говорить о полной интеграции? Конечно, нет. Общество все еще воспринимает инвалидность как слабость - даже если люди с инвалидностью делают вещи, которые не могут сделать другие. Мировые спортивные чемпионаты всегда собирают большое количество зрителей и хорошо освещаются в средствах массовой информации. Но когда речь идет о спорте для людей с инвалидностью, то ситуация изменяется на диаметрально противоположную.
Мы живем в обществе, в котором определенные барьеры по инвалидности - а также расовой принадлежности, религиозным убеждениям, полу, социальному положению, возрасту и сексуальной ориентации - могут повлиять на реализацию возможностей, прибыль, гражданские права и здоровье человека. Поэтому сплоченность сообщества, в которой каждый имеет ощущение того, что он является его членом, имеет большое значение для изменения этого положения. В связи с этим в настоящее время актуально развивать взаимодействие между различными сообществами, общинами, группами населения с целью противодействовать нетолерантному отношению, неосведомленности, появлению страхов, предубеждений и дискриминации. Сплоченность сообщества, групп людей, всего общества предусматривает создание окружения, где признают и ценят различия людей.
Уважение к индивидуальным особенностям является важной составляющей развития успешного демократического общества.
Все большую актуальность приобретает социальная интеграция людей с тяжелыми умственными поражениями. Ученые-социологи из Колумбийского и Гарвардского университетов провели исследование качества жизни среди этих пациентов, применяя теорию социальной интеграции. По результатам исследования были доказаны потенциальные возможности социальной интеграции этой группы лиц, ее эффективного долгосрочного лечения и развития приятных чувств у пациентов. Ведь известно, что недостаток положительного социального взаимодействия и восприятия имеет разрушительные последствия для человека, семьи, общества и перспективы общества.
В ХХ в. вопросы социальной интеграции привлекают к себе все больше и больше внимания. На Всемирном саммите по вопросам социального развития инклюзивное общество было описано как «общество для всех», в котором каждый индивид, каждый, кто имеет права и обязанности, должен играть активную роль. Такое инклюзивное общество имеет механизмы приспособления к индивидуальным чертам, дает возможность активного участия всех людей в политической, экономической и социальной жизни, обеспечивает равные возможности для всех, чтобы каждый мог максимально развить свой жизненный потенциал.
Создание стабильного, безопасного и справедливого общества - это медленный и кропотливый процесс. Но это лучший путь предотвращения социальных конфликтов и развития жизнеспособного окружения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)