Особенности представления об инклюзивном образовании
Для исследования отношения старшеклассников к детям с инвалидностью и взаимодействия с ними, участникам было предложено заполнить анкету, которая предусматривала следующие вопросы:
- Есть ли у Вас знакомые друзья или родные с инвалидностью?
- Знаешь ли ты людей, которые, несмотря на свои недостатки, достигли значительных успехов в своей жизни? Приведи пример.
- Как ты называешь детей с инвалидностью, когда их нет рядом?
- Какие мысли возникают у тебя, когда ты видишь ребенка с инвалидностью.
- Оказывал ты помощь ребенку с инвалидностью? Если да, то опиши пожалуйста, каким именно образом ты это делал.
- Хотел бы ты учиться вместе с детьми, имеющими инвалидность? Но почему?
Анализ полученных ответов на первый вопрос свидетельствует о том, что у 90 процентов старшеклассников есть знакомые, имеющие инвалидность.
Анализируя второй вопрос можно утверждать, что большинство учеников знают людей, которые, несмотря на свои недостатки достигли успехов в своей жизни. Старшеклассники приводили примеры спортсменов, политиков и даже своего друга.
Проанализировав ответы на третий вопрос наблюдается тенденция, что большинство учеников избегают называть людей с инвалидностью «инвалидами» называя их по имени. Результаты свидетельствуют о том, что большинство учеников не угнетает детей с инвалидностью из-за их ограниченных возможностей, они относятся к ним, как и к другим, не предоставляя им особый статус.
На четвертый вопрос получены ответы, которые характеризуются тем, что у некоторых учеников возникает мысль, что люди с инвалидностью убивают сами себя, а другие хотят просто жить, как и все, что к ним нужно по-особому относиться, считая таких людей несчастными, мужественными и хотят, чтобы они жили благополучно. Но стоит обратить внимание на то, что у 50% старшеклассников вызывают дети с инвалидностью жалость. У 30% исследуемых учеников, когда они видят ребенка с инвалидностью, возникает мысль о помощи.
Пятый вопрос: «Оказывал ли ты помощь ребенку с инвалидностью? Если так, то опиши пожалуйста, каким именно образом ты это делал». В данном случае наблюдается тенденция к тому, что количество учеников, которые помогают детям с инвалидностью ровно такое же, как и тех, кто не помогает, и только один исследуемый избежал конкретного ответа, ответив, что людям с инвалидностью нужна поддержка. Ученики говорили о том, что помогали детям с инвалидностью различными способами - подняться по ступенькам, совершать покупки в магазинах, а затем и помогали нести сумки, а одни просто вызвали скорую.
И анализируя последний шестой вопрос было обнаружено желание старшеклассников учиться вместе с детьми, имеющими инвалидность, потому что у детей с ограниченными возможностями богатый внутренний мир, с ними есть желание общаться. Большинство отметили то, что они такие же, как и все остальные и имеют такие же права. Таким образом можно утверждать, что ученики не против идеи правительства по внедрению инклюзивного образования.
Старшеклассники представляют, что одиночество и сила духа детей с инвалидностью не является следствием физических недостатков и ограниченных возможностей. Они сравнивают их с собой и воспринимают людей с инвалидностью как эмоционально недовольных, ассоциируя с несчастными.
С целью определения отношения старшеклассников к детям с инвалидностью и вообще к инклюзивному образованию после проведения просветительского тренинга участникам было предложено написать сочинение-миниатюру на тему: «Я считаю, что ребенок с инвалидностью ...». Интерпретация сочинений осуществлялась с помощью контент-анализа, учитывая следующие критерии: отношение старшеклассников к детям с инвалидностью, их место в обществе, а также чувство и потребности детей с ограниченными возможностями. В результате были выделены следующие категории: идентификация образа ребенка с ограниченными возможностями; равенство ребенка с инвалидностью с обществом; индивидуальность ребенка с инвалидностью; ребенок, который нуждается в развитии, ребенок, имеющий потребность в уважении, признании и внимании; ребенок с инвалидностью, перед которым общество имеет обязанности; чувства, которые имеет ребенок с инвалидностью; ребенок, нуждающийся в помощи и образ ребенка с инвалидностью, отстраненный обществом.
Анализируя выделенные категории наблюдалась тенденция к тому, что 50% учащихся избегали определенных названий, а употребляли местоимения. 16% учащихся в сочинениях называли детей с ограниченными возможностями инвалидами, тогда как в проведении тренинга такое число охватывало 50%. Анализ высказываний из сочинений свидетельствуют о том, что большинство учащихся воспринимают образ ребенка с инвалидностью как такого, который имеет равные права, и нуждается в уважении, внимании и признании. Определено, что старшеклассники идентифицируют детей с инвалидностью с собой и с другими людьми, то есть наблюдается тенденция к принятию детей с инвалидностью, а не их отторжению. Примером этого могут служить следующие выражения: «Я не отношусь к ним как к инвалидам, а так, как к равным людям», «Человек с инвалидностью остается обычным, и не отличается от других». Также ученики считают, что общество должно уделять много внимания таким детям, но, чтобы это не напоминало им об их болезни, но наблюдается и то, что такие дети, по мнению старшеклассников, сами требуют внимания, определенных обязанностей и внимания от общества. Что касается эмоциональной сферы детей с инвалидностью, ученики считают, что этот ответ является двусмысленным, ведь ребенок с ограниченными возможностями сам может выбрать быть ему счастливым или нет.
Итак, для сравнения полученных результатов до проведения просветительского тренинга и после, стоит задача осуществления сравнительного анализа:
- Результаты ассоциативного эксперимента, который проводился до проведения тренинга свидетельствуют, что старшеклассники больше обращают внимание именно на внешность и проблемы со здоровьем детей с инвалидностью, мало задумываясь об их эмоциональном состоянии. То есть, другими словами, старшеклассники обращают внимание в первую очередь, на то, что сразу бросается в глаза, а если говорить об инвалидности, то это физические недостатки, но противопоставляя их одиночеству и прочности духом.
- После проведения второго тренингового занятия можно наблюдать, что значительная часть учащихся, называя детей с инвалидностью по имени, или же просто, не говоря ничего негативного в их адрес, воспринимают детей с особенностями как равных себе, не предоставляя им при этом определенного статуса, отмечая о равенстве прав. Но остаются также и ученики, которые называют одним словом «инвалид». Сравнивая с предыдущими результатами, наблюдается то, что старшеклассники испытывают жалость, что может быть связано с осознанием их возможностей среди общества.
У старшеклассников есть желание помогать детям с инвалидностью. Также наблюдается, что количество учащихся, которые помогают детям с инвалидностью такое же, как и тех, которые не помогают. Что касается именно включения детей с инвалидностью в школьную среду, то 90% учеников поддерживают идею правительства по внедрению инклюзивного образования, ведь считают, что у таких детей богатый внутренний мир.
- По полученным результатам можно утверждать, что значительно уменьшилось количество учеников, которые называют детей с особенностями «инвалидами», их заменили на слова «дети с ограниченными возможностями» или просто употребляли местоимения. Было указано на то, что ребенок с инвалидностью имеет такие же права, как и другие дети. Но несмотря на это, считают старшеклассники, общество должно уделять много внимания таким детям, но, чтобы это не напоминало им об их болезни.
Таким образом, социально-психологический тренинг является эффективным инструментом для просветительской работы по объяснению ученикам общеобразовательных школ идеи правительства по внедрению инклюзивного образования и который составляет ее основу, а также ведет к изменениям в системе отношений всех участников школьного процесса к особым ученикам.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)