Адаптация и модификация учебно-воспитательного процесса
Сущность процессов адаптации и модификации
Взвешенное, эффективное обучение приносит пользу всем детям. Однако, детям с ограниченными образовательными потребностями может стать необходимым дополнительная, а иногда и специальная поддержка в обучении, которая поможет им принимать полноценное участие в занятиях и реализовывать свой потенциал.
Чтобы достичь успеха и удовлетворить разнообразные потребности детей, обусловленные их способностями, уровнем развития, интересами и другими различиями, педагогам необходимо менять методы обучения, учебную среду, материалы. Педагоги, которые достигают успеха в обучении детей с ограниченными образовательными потребностями, применяют различные методы обучения, которые изменяются в зависимости от специальных потребностей ребенка. Эти изменения или приспособления к потребностям ребенка происходят через адаптации или модификации.
- адаптация - меняет характер обучения, не меняя содержание или понятийную сущность учебного задания. Например, при проведении педагогических занятий ребенка, имеющего проблемы зрения, педагог сажает его ближе к себе; или ребенок с синдромом Дауна, который требует тактильного, телесного контакта садится возле педагога;
- модификации обучения - модификации изменяют характер обучения, изменяя содержание или понятийное сложность учебного задания. Например, на занятии по логико-математической деятельности воспитатель для всех детей готовит листы бумаги с тремя задачами, а для ребенка с синдромом Дауна – одно;
- подкрепление / дополнения обучения - дополнительные занятия могут потребоваться, чтобы дать детям возможность усвоить учебный материал. Например, в теме «Животные жарких широт» упоминаются животные, которых дети никогда не видели или видели только в цирке или по телевидению. Перед тем, как определить уровень знаний детей по данной теме, педагог проводит предварительную работу, используя различные средства: фотографии, компьютерные программы и игры.
Виды адаптации
При выборе того или иного вида адаптации следует быть осмотрительным, не использовать адаптацию, если она не нужна. Выбор вида адаптации должен быть только тогда, когда это необходимо для успешного применения метода обучения.
Сферы адаптации:
- Физическая среда - адаптация изменяет среду (пандус, приспособления туалета, изменение освещения, расположения мебели и т.п.).
- Обучение - адаптация меняет процесс обучения (способ сообщения материала, способ организации детей).
- Адаптация учебного плана - модификация учебного плана или целей и задач; видоизменение задач и тому подобное.
- Указания - адаптация меняет методы и ежедневные занятия, которые использует педагог.
- Материалы - адаптация заключается в приспособлении учебных инструментов и материалов к индивидуальным потребностям ребенка (объемные кисти, карандаши, листы с заданиями, раздаточный материал);
Выбор видов адаптации и модификации осуществляется с учетом конкретных потребностей ребенка, а именно:
- Поведение: адаптация направлена на решение проблем, связанных с соблюдением правил и требований к поведению. Например, ребенок с дефицитом внимания может потребовать частых перерывов. Или ребенок с аутизмом при переходе от одного вида деятельности к другому требует визуальных подсказок (например, это могут быть пиктограммы, которые помогут ребенку организовать свою деятельность).
- Организационные навыки - адаптация помогает детям сосредоточиться на задаче, которая выполняется. Например, при выполнении заданий на раздаточных листах, ребенку который имеет проблемы с восприятием целостного образа предметов, целесообразно разделить страницу на разделы.
- Сенсорные необходимости - адаптация путем предоставления ребенку вспомогательных средств (слуховой аппарат, очки и т.д.). Например, ребенку с нарушением слуха отводят место ближе к учителю.
В некоторых случаях определенные виды адаптации удовлетворяют общие потребности детей с нарушением развития. Так, например, во время обучения ребенка с синдромом Дауна, необходимо располагать демонстрационный материал непосредственно перед ребенком и в увеличенном масштабе.
Педагогу необходимо приложить усилия, чтобы привлечь родителей ребенка к поиску идей относительно адаптации. Семьи детей с особенностями развития часто имеют значительный опыт осуществления адаптации у себя дома. Поэтому следует расспросить их о всех видах адаптаций, которые они используют дома.
В отдельных случаях использование модификаций может оказаться необходимым для того, чтобы предоставить конкретному ребенку возможность участвовать в групповых занятиях. Модификации могут быть выполнены путем:
- Сокращения содержания материала, который необходимо усвоить. Например, на занятии по речевой деятельности ребенку с расстройством спектра аутизма достаточно лишь назвать определенный рисунок, тогда как другие дети группы должны его описать.
- Снижение требований к участию в работе - ребенок может выполнять лишь часть задач. Например, ребенок с дефицитом внимания может выполнить только две задачи, тогда как группа детей выполняет пять.
Любые виды модификаций необходимо обсуждать с семьей ребенка, поскольку в большинстве случаев модификация изменит то, что ребенок должен знать и уметь делать.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)