Краткие характеристики основных недостатков и заболеваний
Определение недостатков
Термин «лицо с недостатками» употребляется к людям, которым установлен соответствующий медицинский диагноз и у которых:
- наблюдаются физические или умственные нарушения, которые существенно ограничивают их жизнедеятельность (например, нарушение зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, самообслуживания, способности к обучению, работе и т.д.);
- были такие нарушения в прошлом;
- считается, что есть такие нарушения.
Термин «физические или умственные нарушения» означает:
- любые расстройства, косметические или анатомические дефекты нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, репродуктивной, пищеварительной, мочеполовой, эндокринной, кровяной и лимфатической систем, опорно-двигательного аппарата, органов чувств, кожи и т.д.;
- любые умственные или психологические расстройства, например, задержка психического развития, органические нарушения мозга, психические болезни, неспособность к обучению и тому подобное.
Аутизм и глубокие нарушения развития
Аутизм и глубокие нарушения развития неопределенной природы имеют много общих черт. Как правило, они становятся очевидными у детей примерно в три года. Аутизм и глубокие нарушения развития - неврологические расстройства, нарушают способность ребенка к общению, к пониманию языка, к игре и взаимодействию с другими.
Глухота, слепо-глухота и нарушения слуха
Глухота - это тяжелые нарушения слуха, в результате которых человек не способен воспринимать звуковую информацию в любых или почти любых формах.
Слепо-глухота - это комбинированное поражение органов зрения и слуха, при котором наблюдаются тяжелые нарушения развития, в частности коммуникативных навыков.
Нарушение слуха - это постоянное или временное ухудшение слуха. Люди с нарушенным слухом конечно способны воспринимать определенные звуковые сигналы, в частности язык.
Отставание в развитии
Диагноз «отставание в развитии» ставят детям в возрасте до восьми лет, у которых наблюдаются значительные задержки развития в одной или нескольких сферах. Это не касается незначительного временного отставания. Речь идет о существенных нарушениях, которые при отсутствии специальной помощи могут привести к серьезным проблемам с обучением в школе.
Задержка психического развития
С задержкой психического развития называют людей, уровень психического развития которых ниже среднего и у которых наблюдаются трудности в обучении и социальной адаптации, гораздо ниже среднего общий уровень интеллектуального развития.
Синдром Дауна
Это одно из самых распространенных хромосомных нарушений, которое легко распознается и характеризуется нарушениями умственного развития. Синдром вызывается хромосомными нарушениями: в результате нарушения в развитии клетки, в которой насчитывается 47 (вместо 46 хромосом - как это бывает при нормальном развитии). Эта дополнительная хромосома меняет ход развития организма и, в частности, мозга. В большинстве случаев Синдром Дауна диагностируют во время хромосомного анализа, сразу после рождения.
Ортопедические недостатки
К ортопедическим недостаткам относятся тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата. Они негативно отражаются на учебных успехах детей.
Другие виды нарушения здоровья
К другим видам нарушений здоровья относятся разнообразные острые и хронические заболевания, которые влияют на жизнедеятельность детей, а также их учебные успехи (например, заболевания сердца, туберкулез, ревматизм, артрит, астма, анемия, гемофилия, эпилепсия, отравление свинцом, лейкемия, расстройства внимания в сочетании с гиперактивностью, диабет и т.д.)
Серьезные эмоциональные расстройства
О серьезных эмоциональных расстройствах можно говорить, если у ребенка в течение длительного времени наблюдаются следующие симптомы:
- ребенок не способен к обучению, и это не связано с состоянием его интеллекта, сенсорной системы или другими медицинскими факторами;
- ребенок не способен строить удовлетворительные отношения со сверстниками и взрослыми;
- у ребенка наблюдается несоответствующее поведение или странные чувства в обычных обстоятельствах;
- ребенок чувствует себя глубоко несчастным или находится в состоянии депрессии;
- личные или какие-то другие проблемы вызывают у ребенка страх или ухудшение физического состояния.
Тяжелые или многочисленные недостатки
Ранее лица с тяжелыми нарушениями традиционно считались умственно-отсталыми, так как не получали необходимого образования и поддержки. Когда таких детей привлекают к дошкольной программе, они нуждаются в постоянной многопрофильной помощи. У этих детей часто бывают и другие виды пороков, например, нарушение моторики и сенсорных систем, проблемы с поведением и т.д.
Специфические виды нарушений способности к обучению
Нарушение способности к обучению - это расстройства в одном или нескольких базовых психологических процессах, которые затрудняют понимание или использование разговорной и письменной речи. Они могут проявляться в плохой или несовершенной способности слушать, мыслить, говорить, читать или выполнять математические расчеты.
Дефекты речи
Причиной дефектов являются несовершенство речевых навыков и нарушения моторики органов речи. Виды дефектов могут быть самыми разнообразными - от плохого произношения некоторых звуков до полной неспособности понимать и использовать язык или расстройств орально-моторных механизмов речи. Дефекты речи могут вызываться потерей слуха, неврологическими расстройствами, задержками психического развития, травмами мозга, действием химических и наркотических веществ, физическими недостатками (расщелины губы и неба), неиспользованием языка. Однако в большинстве случаев причина таких нарушений неизвестна. Они бывают связаны с другими проблемами, например, аутизмом, задержками развития, церебральным параличом или различными видами неспособности к обучению.
Черепно-мозговые травмы
Травмами мозга называют вызванные внешними физическими факторами повреждения, в результате которых наблюдаются общие или частичные функциональные и психологические расстройства деятельности мозга. В результате открытых и закрытых черепно-мозговых травм нарушается когнитивная способность, память, внимание, сенсорное восприятие, развитие речи и моторики, ухудшается способность к аргументации, абстрактному мышлению, решению проблем, меняется психосоциальное поведение, физические функции, процесс переработки информации тому подобное. Этот диагноз не касается врожденных или дегенеративных изменений в мозге и травм при рождении.
Ухудшение зрения и слепота
Проблемы со зрением в большинстве случаев вызываются нарушениями функции глаз, а не их недостатками. Кроме того, ухудшение зрения может быть следствием некоторых дефектов и заболеваний (таких как альбинизм, катаракта, глаукома, проблемы с глазными мышцами, дефекты роговицы, врожденные пороки глаз, инфекции и т.д.)
Краткий обзор недостатков, заболеваний и других проблем со здоровьем, которые могут вызвать особые учебные потребности
Есть много недостатков и заболеваний, в результате которых ребенок может потребовать специализированной учебной помощи, адаптации среды и модификации учебных программ.
Аллергия и астма
Аллергия - аномальная реакция на определенные вещества, так называемые аллергены. Аллергические реакции могут быть тяжелыми или незначительными и возникать в любое время. Склонность к аллергическим реакциям часто обусловлена наследственными факторами. Следует иметь в виду, что в отношении дошкольников информации об аллергии на определенные вещества может еще не быть.
Астма - это хроническое заболевание, при котором движение воздуха через дыхательные пути может быть блокировано вследствие спазма мышц или избытка слизи. Приступы астмы у больных людей могут вызываться провоцирующими факторами внешней среды. Вследствие их действия дыхательные пути сужаются и в них возникает воспаление, сопровождающееся затрудненным дыханием и кашлем. Проявления астмы у детей и взрослых отличаются. У малышей могут наблюдаться такие симптомы как быстрая респирация, шумное дыхание, рефракция грудной клетки и гиперемия груди.
Синдром нарушения внимания в сочетании с гиперактивностью
Синдром нарушения внимания в сочетании с гиперактивностью представляет собой нейробиологическое расстройство. У детей с этим синдромом, как правило, неподходящее поведение и плохая концентрация внимания, они импульсивны и гиперактивны. Эти симптомы возникают в раннем детстве (обычно до семи лет), они являются хроническими и наблюдаются, как правило, в течение не менее шести месяцев. У таких малышей могут возникать трудности с овладением социальными умениями, а также с развитием достоинства и самоуважения.
Церебральный паралич
Церебральный паралич - это нарушение моторных функций и контроля мышц вследствие поражения мозга перед, в процессе или вскоре после рождения ребенка. Медицинский термин «церебральный» означает «что касается мозга», а «паралич» - нарушение способности к произвольным движениям. Церебральный паралич не является прогрессирующим или заразным, его невозможно вылечить в прямом смысле этого слова, хотя правильное обучение и терапия, а также современные технологии дают возможность лицам с церебральным параличом вести продуктивную жизнь. Церебральный паралич - это не заболевание, и его не следует так называть.
Диабет
Диабет - это сложное хроническое заболевание, при котором организм вследствие нарушения обмена веществ становится неспособным должным образом перерабатывать углеводы, жиры и белки.
Эпилепсия и другие виды приступов
Эпилепсия - это болезнь, при которой наблюдаются внезапные кратковременные изменения в работе мозга. Когда клетки головного мозга функционируют несоответственно, сознание человека, его движения и действия могут на короткое время нарушаться. Такое состояние называется эпилептическим приступом, поэтому эту болезнь иногда называют падучей. Эпилепсией страдают люди всех рас и народов. Бывают и другие, не эпилептические виды приступов. Например, у малышей могут возникать судороги при быстром повышении температуры. Приступы могут вызываться и нарушением химического равновесия в организме человека или прекращением употребления алкоголя, наркотиков и некоторых лекарств. Факт одного приступа еще не означает, что человек болен эпилепсией.
Последствия воздействия алкоголя
Эмбриональный алкогольный синдром- это группа нарушений, непосредственно связанных с употреблением алкоголя матерью во время беременности. Алкоголь может существенно повредить развитию эмбриона, особенно тяжелые случаи алкогольного синдрома наблюдаются при употребление алкогольных напитков в первые три месяца беременности - когда формируется мозг и сердце ребенка. Результаты научных исследований показывают, что алкоголь даже в малых количествах может нарушать развитие плода, поэтому женщины должны полностью отказаться от его употребления.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)