Социальное обеспечение детей с нарушениями психофизического развития
В рамках реализации гранта Всемирного банка по подготовке второго проекта усовершенствования системы социальной помощи в России предполагаются наработки плана мероприятий по реформированию интернатов для детей-инвалидов в пилотном регионе, создание условий для развития альтернативных форм воспитания таких детей, максимально приближенных к семье (поддерживаемое проживание, временное пребывание), совершенствование системы социальных услуг, разработка ряда нормативно-правовых актов по деятельности интернатов.
С целью реализации государственной политики занятости населения в соответствии с законодательством о занятости и социальном страховании на случай безработицы граждане, зарегистрированные в качестве безработных, в том числе несовершеннолетние лица с нарушениями психофизического развития, относящиеся к категориям застрахованных лиц и молодежи, которые закончили или прекратили обучение в общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведениях, уволились со срочной военной или альтернативной (невоенной) службы и, которые нуждаются в содействии в трудоустройстве на первое рабочее место, имеют право на социальные услуги и материальное обеспечение на случай безработицы.
Государство гарантирует лицам право на социальную защиту от любых проявлений дискриминации, в том числе по признакам физических, интеллектуальных или психических ограничений, или по причинам инвалидности. Организация предоставления социальных услуг указанным категориям обеспечивается центрами занятости с учетом рекомендаций медико-социальной экспертной комиссии.
В направлении содействия в трудоустройстве молодежи и несовершеннолетних граждан государственная служба занятости реализует активные программы. В частности, проведение информационно-консультационных мероприятий, профессиональная ориентация молодежи, в том числе с применением профдиагностических методик и профессиональное обучение с учетом ситуации на рынке труда, текущей и перспективной потребности работодателей в рабочей силе и тому подобное.
Государственной службой занятости обеспечивается предоставление инвалидами полного комплекса социальных услуг, в том числе профориентационных, содействие в трудоустройстве путем организации профессионального обучения с учетом рекомендаций органов медико-социальной экспертизы и индивидуальных программ профессиональной реабилитации для ускорения адаптации к требованиям рынка труда и профессиональной интеграции в общество.
Профориентационная работа государственной службы занятости с этой категорией населения осуществляется в сотрудничестве с отделениями Фонда социальной защиты инвалидов, управлениями труда и социальной защиты населения, органами здравоохранения, медико-социальной экспертизы, центрами профессиональной и социальной реабилитации инвалидов, организациями инвалидов и другими партнерами.
С целью обеспечения доступности профориентационных услуг функционируют стационарные или мобильные консультационные пункты базовых центров занятости для людей с инвалидностью, расположенные в удобных для беспрепятственного доступа местах.
Во всех центрах занятости созданы специальные информационные уголки для инвалидов, содержащие нормативные документы и справочную информацию по вопросам социальной защиты и реабилитации инвалидов, возможностей их трудоустройства и обучения; оборудованы специальные места для самостоятельной работы инвалидов; установлены терминалы или стенды с информацией о вакансиях для инвалидов.
В каникулярный период государственной службой занятости активно проводится выездная информационно-просветительская работа с молодежью непосредственно в местах ее отдыха.
Центрами занятости постоянно проводится профилактическая работа с учащимися выпускных классов общеобразовательных учебных заведений с целью предотвращения молодежной безработицы и опережающей ориентации на выбор востребованных профессий. С ними проводятся различные мероприятия, направленные на активизацию познавательно-мотивационной сферы молодого человека, расширение его осведомленности в мире профессий и повышения мотивации к труду.
Государственной службой занятости проводится целенаправленная работа по повышению конкурентоспособности на рынке труда лиц с инвалидностью путем профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
Законом «О занятости населения» предусмотрено, что профессиональное обучение зарегистрированных безработных, в том числе инвалидов и детей-инвалидов, организуется центрами занятости по заказу работодателя или для самозанятости, осуществления предпринимательской деятельности с учетом пожеланий безработных и осуществляется в профессионально-технических и высших учебных заведениях, на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования и осуществляется на договорных началах с безработными, работодателями, учебными заведениями.
С целью приобретения профессиональных навыков, адаптации к работе в коллективе молодые граждане привлекаются к участию в общественных и других работах временного характера. Кроме того, центрами занятости налажено индивидуальное сопровождение несовершеннолетних граждан в период поиска работы, профессионального обучения, трудоустройства.
Законом «О занятости населения» установлены дополнительные гарантии в содействии трудоустройству неконкурентоспособных на рынке труда безработных граждан, в том числе молодежи, которая закончила или прекратила обучение в общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведениях и впервые принимается на работу.
Согласно Закона «О занятости населения» работодателям, которые трудоустраивают по направлению центров занятости указанных граждан, а также лиц с инвалидностью, сроком не менее чем на два года, ежемесячно компенсируются фактические расходы в размере единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование за соответствующее лицо за месяц.
Основные принципы выявления семей (лиц), которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах, предоставление им социальных услуг и осуществление социального сопровождения таких семей (лиц), определены в законах «О социальных услугах» и «О социальной работе с семьями, детьми и молодежью».
При осуществлении социального сопровождения семьи получают комплексные социальные услуги с целью их психологической поддержки, восстановления и поддержания физического состояния, адаптации и интеграции в общество.
При осуществлении социальной работы с детьми и молодежью с функциональными ограничениями, и их семьями следует обращать внимание на:
- работу родителей по видам социальной защиты, социальной помощи и поддержки детей-инвалидов, и помощь в доступе к ним;
- возможность привлечения для помощи территориальных центров социального обслуживания, органов социальной защиты, реабилитационных учреждений и тому подобное;
- доступ к специальным методам и средствам обучения, медицинскому наблюдению, возможность пользоваться специализированными услугами учреждений, внедряющих соответствующие учебно-коррекционные методы работы;
- психологическую поддержку эмоционального состояния получателей социальных услуг.
Кроме того, рекомендуется при обнаружении детей с врожденными недостатками и задержкой развития обязательно сообщать о них учреждениям здравоохранения для своевременного предоставления необходимых медицинских услуг, а при необходимости оказывать психологическую поддержку родителям и тому подобное.
В России функционируют центры социально-психологической реабилитации для детей и молодежи с функциональными ограничениями. Получателями услуг этих учреждений социального обслуживания являются дети и молодежь с функциональными ограничениями, особенно с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и центральной и периферической нервной системы, психическими заболеваниями и умственной отсталостью, поражением органов зрения, внутренних органов, органов слуха, онкологическими заболеваниями.
Работа с детьми проводится в соответствии с индивидуальными программами реабилитации и программами, предлагаемыми центрами.
С каждым ребенком и его родителями проводится индивидуальная работа на основе изучения личных дел, справки о состоянии здоровья детей и учета потребностей и возможностей родителей.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)