Профессиональное образование детей с инвалидностью
После получения базового или полного среднего образования перед каждой молодой особой стоит вопрос получения профессионального образования. Особенно остро эта проблема стоит в семьях, где есть дети с нарушениями психофизического развития.
Государство, которое уважает себя и своих граждан, должно заботиться о будущем обиженных судьбой детей, у которых горячие сердца и чистые души, создавать им условия не «инкубаторские», европейские, а человеческие - для подготовки к самостоятельному плаванию, созданию собственного счастья. Для таких детей, граждан в части профессиональной подготовки не должно быть государственного заказа, а должна быть социально-государственная гарантия получения профессии, специальности.
Вот один из примеров помощи, содействия в обучении таким детям. Коллектив Межрегионального высшего профессионального училища связи совместно с педагогическим коллективом общеобразовательной специальной школы-интерната для слепых детей осуществляют профессиональное обучение детей с нарушениями зрения, которые получают профессию оператора компьютерного набора. Такое сотрудничество дало возможность получить профессию сотням детей с недостатками зрения, многие из них продолжили обучение в высших учебных заведениях.
В профессиональном обучении педагогические работники училища используют брайлевские учебные места и компьютерные звуковые программы.
В России делаются важные шаги по интеграции инвалидов в обществе, и родители детей-инвалидов должны иметь право выбора между интернатом и другим учебно-реабилитационным учреждением, как в цивилизованных демократических странах.
Социальная реабилитация инвалида должна начинаться с детства. Большинство таких детей находятся в школах-интернатах, и поэтому именно в этих школах, в сотрудничестве с другими учебными заведениями, должна начинаться их подготовка к реальной жизни.
Учебно-реабилитационный центр для детей с нарушениями зрения
В специальном саду-школе для детей с недостатками зрения, проводился педагогический эксперимент.
Основные цели педагогического эксперимента:
- создание модели ранней помощи ребенку с недостатками зрения и его семье;
- ранняя интеграция и инклюзия ребенка с особыми образовательными потребностями в среду здоровых сверстников;
- создание модели обучения и реабилитации слепо-глухих детей.
Ежегодно в учебно-реабилитационном центре получают помощь более сотни детей, которые относятся к переменному контингенту центра.
Ретинопатия недоношенных - основная причина детской слепоты на сегодняшний день. Наблюдается значительный рост количества таких детей.
Работники службы ранней помощи, работая командой, решают важные задачи совместно с семьей ребенка с тяжелыми нарушениями зрения:
- уменьшение временного разрыва между установлением медицинского диагноза и предоставлением комплексной коррекционной помощи;
- максимальное включение ближайшего окружения, в частности родителей, братьев и сестер, в процесс коррекции пороков развития и воспитания ребенка-инвалида;
- недопущение тяжелой инвалидизации ребенка.
Проблема: успешная инклюзия возможна только при условии активной работы с семьей в службе ранней помощи.
Специалисты учебно-реабилитационного центра начали работу над созданием индивидуальных коррекционных программ для слепоглухих детей. Работа с слепоглухими детьми требует не только знания специальных методик, готовности персонала, но и специфической организации жизненного пространства, использования специальных средств коррекции.
Проблема: дальнейшая реабилитация (в том числе трудовая) детей со сложными нарушениями после окончания учебного заведения.
С перспективой обучения слепого ребенка в общеобразовательной школе начался новый этап эксперимента - «внутренняя инклюзия» (совместное обучение детей по системе Брайля и плоской печатью). Одна из проблем - обеспечение специальными техническими средствами (в частности брайлевскими машинками), коррекционным оборудованием, соответствующими учебниками и дидактическими материалами.
Важным компонентом успешной реабилитации ребенка является участие родителей как членов единой команды реабилитологов.
Проблема части современного отцовства: пассивная позиция, потребительское отношение, безосновательное получение средств на ребенка, когда ребенок находится на государственном содержании в учебном заведении.
Подводя итоги, следует отметить, что создание системы ранней комплексной помощи детям со сложными пороками развития позволит сократить количество специальных учебных заведений с полным содержанием и внедрять современные модели специального образования, в частности инклюзии, поскольку многие вторичные отклонения в развитии можно избежать, если своевременно и качественно оказать помощь в раннем возрасте.
Слаженная работа всех ведомств, занимающихся детьми-инвалидами, современное оснащение специальных учебных заведений техническими и коррекционными средствами, продуманная финансовая политика государства («деньги ходят за ребенком»), обновленная политика профессионально-технического специального образования, повышение ответственности за судьбу ребенка-инвалида не только государства, но и родителей будут способствовать строительству современной европейской системы образования детей с нарушениями психофизического развития.
Внешкольное образование
В регионах страны функционирует расширенная сеть внешкольных учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями.
Они участвуют в образовательных, творческих, спортивных мероприятиях различных уровней, привлекаются к кружковой и клубной работе различных профилей, а именно художественно-эстетического, естественно математического, туристического, спортивного направлений. Дети-инвалиды являются постоянными участниками специальной спартакиады «Поверь в себя».
К школьным внеурочным культурно-развлекательным мероприятиям вовлечены 100% детей с особыми образовательными потребностями.
Результатом комплексной и системной работы является достижение учеников с недостатками развития в спортивных достижениях.
Важным направлением деятельности Министерства образования и науки является сотрудничество с общественными организациями по вопросам обеспечения права на образование детям с особыми образовательными потребностями.
Охрана здоровья детей
Охрана материнства и детства является основной составляющей государственной политики, учитывая значимость вопроса рождения здоровых детей и сохранения здоровья детского населения страны будущего потенциала страны.
В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей 0-17 лет, находящихся под наблюдением в учреждениях здравоохранения. Об этом свидетельствует рост уровня распространенности болезней. От 30 до 40% учащихся общеобразовательных учебных заведений имеют морфофункциональные нарушения, тогда как своевременное комплексное проведение мероприятий первичной и вторичной профилактики позволяет предотвратить развитие хронических заболеваний.
В основе ухудшения здоровья детей и подростков лежит целый комплекс социально-экономических причин, среди которых не последнюю роль играют несовершенство существующей системы медицинского обеспечения детей и подростков, ухудшение качества продуктов питания, «техногенные перегрузки» в результате промышленного загрязнения окружающей среды, уменьшение объема профилактических программ в амбулаторно-поликлиническом звене здравоохранения, рост стрессовых ситуаций в повседневной жизни детей, несовершенство системы психолого-педагогической поддержки школьников, детей дошкольного и раннего возраста из социально неблагополучных семей, отсутствие эффективных образовательных программ, направленных на формирование у детей культуры здоровья и способствующих их гармоническому развитию.
Анализируя причины негативной динамики показателей состояния здоровья, смертности детей и молодежи, нельзя игнорировать образ жизни, который в структуре факторов влияния на состояние здоровья составляет 50%.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)