Школа - ресурсный центр инклюзивного образования
Для большинства родителей рождение ребенка с проблемами развития становится настоящим переворотом в жизни, потому что это полная противоположность их ожиданиям, мечтам и надеждам.
При нынешних социально-экономических условиях право детей с особыми образовательными потребностями на образование обеспечивается в некоторых школах благодаря возможностям специально организованного учебно-воспитательного процесса в комплексном сочетании с реабилитационной работой.
Учителя школ делают первые шаги по привлечению к обучению детей с особыми потребностями совместно со здоровыми сверстниками - школа включена в реализацию программы научно-педагогического эксперимента, организационное руководство которым осуществляет Министерство образования и науки, непосредственно отдел инклюзивного образования.
Школы работают с детьми разных нозологий - с задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра, умственной отсталостью, с нарушением слуха. При этом поэтапно изучается влияние инклюзивного образования на личностное развитие таких детей. Систематизируются материалы по психолого-педагогическому сопровождению ребенка с особыми потребностями в классах инклюзивного обучения. Организовывается обучение всех учителей школы, ассистентов учителя путем курсовой переподготовки, которую обеспечивает областной институт последипломного образования педагогических кадров.
Учителя школ имеют возможность изучать отечественный и зарубежный опыт педагогов, участвовать в международных конференциях.
Систематически проводится работа по разработке методического обеспечения учителя в классах инклюзивного обучения.
В школах есть оборудованная сенсорная комната, которая в полной мере обеспечивает возможность проведения коррекционной работы. То есть школы имеют достаточный ресурс для обеспечения полноценного обучения детей с особыми потребностями. И анализ наблюдения за прогрессом в развитии детей с особыми потребностями, по их общению со здоровыми детьми показывает, что дети с особыми потребностями за период внедрения инклюзивного образования в школе достигают положительных изменений.
Развитие инклюзивного образования обусловливает необходимость плодотворного профессионального сотрудничества педагогических, медицинских, социальных работников в интересах конкретного ребенка. Однако на сегодняшний день не разработано межотраслевых нормативных актов по вопросам такого сотрудничества.
Оплата труда учителя инклюзивного обучения должна приравниваться к оплате учителей специальных учебных заведений.
Школы при необходимости должны быть обеспечены необходимыми учебниками для обучения по программе специальной школы. Для таких детей должна в полном объеме финансироваться вариативная составляющая учебного плана, которая реализует особые потребности, познавательные интересы ученика, отражает коррекционную направленность в обучении, обеспечивает реализацию индивидуального подхода.
Министерство образования и науки за последние годы выработало ряд нормативно-правовых актов, которые стали основой для внедрения инклюзивного образования на общегосударственном уровне. Однако должен быть отработан механизм финансирования дополнительных образовательно-коррекционных услуг. В центре внимания сегодня вопрос, как приблизить эту услугу к ребенку, который включен в общеобразовательное пространство. Вопросы финансового обеспечения должны быть отображены в государственном и местных бюджетах.
Если директор школы не хочет оттолкнуть ребенка и родителей с проблемами своего ребенка, он найдет возможности научить учителя, найти ресурс и оказать помощь, в которой нуждается конкретный ребенок. Необходимо сделать все для того, чтобы ребенок с особыми потребностями, ребенок с инвалидностью почувствовал себя защищенным, а родители были уверены, что их ребенок будет привлечен к полноценной жизни.
Образование детей с ограниченными возможностями как ключевой фактор социальной инклюзии
Социальная инклюзия становится магистральной линией совместного развития во многих странах мира. И именно образование - тот ключевой фактор, который способствует ее осуществлению. Однако дети и молодежь с особыми потребностями не имеют равного с другими права на получение образования, необходимого для успешной социализации. Это вызвано не только нехваткой ресурсов, но и инерции мышления педагогов и родителей, непониманием в обществе важности развития инклюзии, отсутствием необходимой нормативно-правовой базы. Поэтому среди приоритетов деятельности вузов, сложным, но чрезвычайно важным заданием является работа над решением проблем равного доступа к образованию молодежи с ограниченными возможностями.
Необходимо начать разработку и реализацию таких комплексных мероприятий:
- В Законе «Об образовании» определить права и ответственность высшего учебного заведения, определить его статус как центра инклюзивного образования региона, на базе которого будут осуществляться работа по предоставлению разно-уровневых образовательных услуг для детей и молодежи с инвалидностью, целенаправленная подготовка педагогов для реализации инклюзивной модели образования, в частности подготовка педагогических кадров для работы в инклюзивной образовательной среде и специалистов для специального образования. Для такого центра должна быть разработана специфическая процедура государственной аккредитации, утверждены контрольные цифры приема молодежи с инвалидностью, коэффициенты, корректирующие затраты на обучение, в штатном расписании предусмотрены ставки высококвалифицированных врачей.
- На базе высших учебных заведений, которые активно внедряют инклюзивное образование, создать специализированные центры профессиональной подготовки молодежи с инвалидностью и предоставлять этим учебным заведениям государственную поддержку.
- Разработать Общегосударственную целевую программу развития инклюзивного образования. При разработке следует привлечь специалистов, которые уже имеют опыт работы в создании непрерывной инклюзивной образовательной среды с обязательным участием представителей общественных организаций, родителей детей и молодежи с инвалидностью.
- Разработать и внедрить государственные образовательные стандарты для учащихся, имеющих специфические заболевания, и для тех, которые учатся в специальных коррекционных школах. Образовательные стандарты должны соответствовать Конвенции о правах инвалидов.
- При Министерстве образования и науки создать комиссию с целью разработки мероприятий, которые позволят создать благоприятную почву для гибкого обучения. Уже сегодня необходимо разработать «дорожную карту» индивидуального развития ребенка и ученика с особыми потребностями, что даст возможность детям и молодежи с инвалидностью учиться в общеобразовательных учреждениях и получать дополнительные услуги в региональных специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и реабилитационных центрах.
- Изменить систему финансирования учебных заведений, в которых учатся дети и молодежь с инвалидностью, что позволит повысить заработную плату педагогам-предметникам, которые работают в инклюзивных классах и группах, приглашать в штат сурдопедагогов, социальных педагогов, формировать универсальный дизайн учебного заведения в соответствии с международными стандартами доступности образовательной среды.
Необходимо оказывать содействие студенту с особыми потребностями для включения в общество и активного в нем действия наравне с другими, увеличить его самостоятельность и снизить уровень зависимости от социальной среды.
�стройствами, составляли 5,8%, психическими расстройствами, обусловленными органическими поражениями мозга, - 11,7%.
Представленные статистические данные свидетельствуют о необходимости перераспределения ресурсов оказания психиатрической помощи детям из стационарного лечения на психологическую, логопедическую, коррекционно-педагогическую помощь непосредственно по месту жительства и учебы детей. Важно также налаживание межведомственного взаимодействия при организации медико-социального сопровождения программ инклюзивного образования.
В общем, низкие показатели заболеваемости и распространенности невротических, связанных со стрессом и психических расстройств свидетельствуют о ненадлежащем уровне специализированной психиатрической помощи этому контингенту детей. Решение проблемы возможно путем дестигматизации психиатрической помощи детям, организации оказания специализированной психиатрической помощи на уровне первичной медицинской помощи, а также интеграции психиатрической и общемедицинской помощи детям. В подавляющем большинстве отчетов главных внештатных детских психиатров управлений охраны здоровья областных государственных администраций, представлен подробный анализ оказания психиатрической помощи детям в регионах. Отмечается глубокое понимание роли и места детского психиатра в профилактике, диагностике, лечении и реабилитации детей с расстройствами психики и проблем, сложившихся в отрасли.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)