Детская психиатрия
Отдельно стоит сказать о детской психиатрии. Концепция по усовершенствованию психиатрической помощи детям, а также Концептуальные основы по усовершенствованию оказания психиатрической помощи детям не дают никаких положительных сдвигов. Организация психиатрической помощи детям устарела и требует реорганизации. Специализированная психиатрическая помощь детям стигматизирована, основные ресурсы службы сосредоточены в детских психиатрических отделениях психиатрических больниц, амбулаторная служба развита недостаточно.
Рекомендации Минздрава содержат такие предложения: Усовершенствовать порядок оказания психиатрической помощи детям путем: отделения стационарной педиатрической помощи детям от психиатрической помощи для взрослых, организовывая специализированную психиатрическую помощь в структуре многопрофильных больниц для планового лечения в специализированных учреждениях.
Многие родители детей с нарушениями психофизического развития, особенно с аутизмом, отмечают, что не получают действенной помощи со стороны врачей, так как врачи предлагают только психотропные препараты, без альтернативы.
В странах Европы, Америки за 30 лет люди многое наработали, а мы это вычеркиваем и говорим: наше - лучшее. Выпускники наших педагогических вузов просто не знают, что делать с детьми с аутизмом. Потому что этому нужно учить совсем другим путем, не так, как учат в наших вузах. Эти технологии лицензированы, и обучение стоит больших денег. И родители детей с аутизмом учатся сами, а потом предоставляют коррекционные услуги другим детям и семьям.
Мы живем в XXI веке и не можем заниматься по стандартам середины прошлого века. Мы должны это изменить. Необходимо, чтобы министерство разработало упрощенную процедуру для легализации дипломов, которые получили родители детей с аутизмом, официально пройдя такие курсы обучения. Это первое.
Второе. Упрощение процедуры получения помещений для предоставления социальных услуг. Предоставление льгот по оплате энергоносителей.
Эксперты уверены, что в нашей стране проблема людей с расстройствами аутичного спектра стоит не менее остро, чем в США и Европе. Каждый сотый ребенок в России имеет диагноз «аутизм», просто об этом предпочитают не говорить. Проблема станет очевидной лишь тогда, когда станет явной. Нормативно-правовая база соответствующих министерств и ведомств должна включать понятие «аутизм» и «расстройства аутичного спектра». Только тогда возникнет платформа для построения единой системы помощи детям с аутизмом.
Необходимо разработать и внедрить систему раннего вмешательства, соответствующую мировым стандартам. При этом необходимым условием реализации таких программ является диагностика аутизма в раннем возрасте - от 1,5 года.
Родители детей с расстройствами аутистического спектра вынуждены довольствоваться тем, что им предлагают по нововведенным индивидуальным планам реабилитации, а это, как правило, стационарное лечение и формальное посещение социального центра или вспомогательной группы детского сада. Нередко родителям бывает сложно разобраться, чем отличается центр социальной помощи от специализированного или инклюзивного сада. Им приходится постоянно проходить какие-то комиссии, собирать бесконечные справки, а в итоге выясняется, что учреждение, куда их направили, не имеет квалифицированных специалистов.
К большому сожалению, даже если родителям удается каким-то чудом «вытащить» ребенка и подготовить его к школе, на этом почти все закончится. О системе преемственности между дошкольным и школьным образованием на самом деле нет и речи. Трагедия таких семей в том, что ребенку на самом деле некуда идти! Конечно, у нас есть спецшколы и специализированные классы при общеобразовательных школах, но ни то, ни другое детям с аутизмом не подходит категорически.
К сожалению, нет никакой специальной программы, кроме общеобразовательной, растянутой во времени. Обучение детей, как правило, проводят педагоги, не имеющие профессионального представления о специфике детского аутизма и не обладают навыками специальной педагогики. Трудно всем - и детям, и родителям, и самим педагогам. Нужна четко выстроенная система лечения, обучения и социальной реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра, а также система подготовки специалистов, которые умели бы квалифицированно лечить, учить и реабилитировать ребенка с особыми потребностями.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)