Глава 3. Интеграция и инклюзия
Часто сроки интеграция и инклюзия ошибочно принимают как взаимозаменяемые. В то же время эти понятия различаются существенными различиями.
По интеграции дети с различными (отличными) способностями привлекаются к существующей образовательной системы; педагогические усилия направляются на то, чтобы сделать ребенка «нормальнее», помочь приспособиться к существующей модели школьной образования (проведение уроков, условия школьной жизни и т.д.).
Инклюзия же предполагает, что изначально все дети относятся к системе массового образования. Итак, о необходимости «приспосабливать» ребенка в образовательное среду вообще не идет, ведь он уже является частью этой системы. Цель инклюзии заключается в том, чтобы каждое учебное заведение был заранее готово принять детей с различными (отличными) способностями.
Решение этой задачи требует изменений не только в организации работы школ, но и переосмысления и изменения отношения педагогов специальных и массовых учебных заведений, многие из которых до сих пор видят свою роль в том, чтобы учить определенную «категорию» детей: учителя массовых обучают «нормальных» учеников, учителя специальных заведений - учеников «с нарушениями развития». Для этого нужно изменить отношение, убеждения и ценности школьных работников.
Составляющие инклюзии
Сейчас в научной литературе можно встретить множество определений понятия инклюзия. Но все ученые и практики единодушны в ее основных составляющих.
Среди них:
- принятие в учебные заведения всех детей без исключения;
- привлечение всех детей с различными (отличными) способностями к тем учебным заведениям, которые они посещали, не имея ограниченных возможностей (как дети с типичным развитием)
- количество детей с отличными способностями в школах и классах должно быть естественно пропорциональным их общему количеству в местной общине (населенном пункте, районе и т.п.);
- дифференцированные подходы в преподавании; использование всех возможных местных ресурсов для обеспечения различных образовательных потребностей учащихся.
Инклюзия в каждом отдельном случае обусловлена соответствующим конкретным контекстом (город - село, этническая / религиозная однородность - разнообразие, культурные традиции, экономический и социальный уровень развития страны и т.д.), и поэтому единой формулы успешного привлечения детей с различными (отличными) способностями, которую можно применить к любой школы, не существует. Наибольшие успехи в воплощении инклюзивной формы образования имеют учебные заведения, где понимают и демонстрируют эффективные методики обучения и преподавания в атмосфере сотрудничества, поддержки со стороны школьной администрации и общества.
Почему внедрения инклюзии в школе может быть неэффективным? Обсуждая пути внедрения инклюзивной практики, педагоги обычно ссылаются на ряд проблем и препятствий. Среди них часто озвучиваются такие:
- отсутствие надлежащей подготовки педагогических кадров;
- несостоятельность преподавать соответствующий учебный материал детям с различными способностями (в частности с особенностями психофизического развития);
- недостаток ресурсов, чтобы им помочь;
- устоявшееся функционирование школы и организация урока.
Ученые, всесторонне изучающие различные аспекты инклюзивного образования несколько шире описывают препятствия на пути внедрения этой формы образования. Коротко опишем их:
- Информация о преимуществах инклюзии не была донесена до участников процесса должным образом или же была неубедительной.
- Необходимые для эффективного внедрения инклюзии изменения оказались слишком масштабными, поэтому их сложно достичь за короткое время, или же слишком ограничены, поэтому не дают представления о реальном эффект.
- Изменения воплощаются слишком быстро, поэтому участники процесса не успевают осмыслить нововведения, или слишком медленно, и энтузиазм по их реализации угасает.
- Необходимые ресурсы для обеспечения эффективности инклюзивного формы образования не предоставляются или распределяются нецелесообразно, или нерационально.
- не принимаются меры для усиления убеждений и готовности к долговременной работы (в том числе и над собой).
- Работники, которые должны стать движущей силой во внедрении инклюзии, могут быть недостаточно преданные делу или возлагают на себя слишком большой объем работы. Это может отпугивать других членов коллектива.
- Попытки привлечь родителей к сотрудничеству со школой формальные или же вообще не происходят.
- Руководство учебного заведения стремится установить традиционно жесткий контроль или пускает процесс на самотек, не поощряет работников достигать высоких результатов.
Предпосылки успешного развития инклюзивной среды
Чтобы инклюзия была успешной, нужно работать над созданием соответствующего образовательного климата и совокупности практических подходов. Говорится, прежде всего о:
1) развитии позитивного отношения (к идее инклюзии, детей с особыми образовательными потребностями и возможностями их развития и обучения и т.д.). Формирование положительного отношения к инклюзивному образованию необходимо осуществлять на всех уровнях - от системы обучения студентов педагогических учебных заведений к системе повышения квалификации опытных учителей-практиков. В то же время необходима просветительская работа в обществе и формирование соответствующего общественного мнения относительно инклюзии.
2) политику, направленную на оказание поддержки (на уровне государства, органов образования, общества, учебного заведения). Национальная политика и законодательство должны согласовываться с международной политикой. Определяющим фактором в создании инклюзивных школ является поддержка инициатив школьных образовательных систем. Целесообразно создавать «команды лидеров» для управления и поддержки инклюзии в учебном заведении. Также важно формировать убеждение, что инклюзия - это дело, за которое вся школа несет общую ответственность. Школьная администрация, со своей стороны, может наладить контакты со специальными учебными заведениями, предоставляя таким образом коллективу педагогов помощь при переходе к новым ролям, способствуя обмену опытом. Необходимо формировать чувство уважения к индивидуальным различиям; способствовать внедрению инклюзивной практики путем проведения консультаций, поощрения сотрудничества; расширять полномочия учителей, предоставляя им определенную автономию и тому подобное.
3) процессы, происходящие в школах и классах, основанные на практической деятельности, подтвержденной результатами исследований (использование проверенных технологий и методов). Для того, чтобы школы работали эффективно, важно, чтобы они менялись и адаптировались для удовлетворения потребностей всех учеников. Учитывая исторические реалии нашей страны, где специальное образование функционирует много десятилетий, педагоги должны стать «учителями всех детей».
Педагогам специальных школ необходимо задуматься, каким образом использовать свои навыки для того, чтобы улучшить и обогатить учебную практику всех детей в системе образования, переходя к инклюзивным подходам. Педагогам нужно научиться работать в командах вместе с ассистентами учителей и другим вспомогательным персоналом для достижения одной цели.
4) гибкой учебной программе и преподавании (применение адаптации и модификаций; дифференцированное преподавание). Учебные программы значительно осложняют педагогам реализацию их попыток использовать инклюзивный подход. Сейчас учителям предлагают неформально модифицировать учебную программу, использовать соответствующие адаптации (использование техники, дополнительных ресурсов и др.) или делать это формально с помощью Индивидуального учебного плана. Инклюзия и общее качество образования улучшатся, если учитель адаптировал методы преподавания таким образом, чтобы они соответствовали лучшей практике обучения.
5) привлечении общественности (использование ее ресурсов и привлечение к деятельности учебного заведения); привлечение общественности к деятельности школ чрезвычайно важно для достижения успеха инклюзивным образованием. Школам, как образовательным центрам, не достаточно только налаживать связи и активно участвовать в жизни местной общины, нужно и приглашать в заведение конкретных членов общины. Полезно налаживать партнерские отношения с местными, национальными и международными общественными организациями. Важнейшая группа как в обществе, так и в школьной сообществу- родители. Без сотрудничества и помощи родителей инклюзия невозможна. Ведь их роль распространяется на несколько сфер. Родители принимают решение вместе со своими детьми или от их имени.
Они также могут помогать другим в принятии решений, предоставляя ценную информацию и свое видение. Родители первые учителя ребенка и остаются ими единственные всю жизнь. Часто они учителя своего ребенка в первые годы его жизни, и они хорошо понимают его учебные нужды. Родители могут помогать в качестве учителей дома и в классе. Они защитники интересов своего ребенка. Осознавая это, следует налаживать эффективное сотрудничество с родителями.
6) содержательную рефлексию (постоянный мониторинг собственной профессиональной деятельности)
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)