Центр услуг для детей и учебных заведений
- Оказание помощи в соответствии с профилем учреждения.
Термин «совместные консультации» описывает постоянное взаимодействие между людьми, которые имеют разную квалификацию, знания и опыт и сотрудничают по собственной инициативе с целью выработать пути решения проблем. Проблема определяется заранее, и все участники соглашаются с тем, что она в настоящее момент является приоритетной.
Учителя могут учить друг друга и, таким образом, использовать знания и опыт каждого участника с наибольшей пользой, чтобы как можно полнее удовлетворять индивидуальные потребности учащихся. Один учитель может помогать другому выработать навыки по определенной методике, например, кооперативного обучения или взаимообучения, и они будут работать вместе на уроке. Учитель может советоваться с учителем-специалистом о том, как разработать и внедрять определенную программу, например, программу управления поведением или дополнительные занятия для учащихся с низкими навыками чтения. Учитель может помогать учителю специального образования создать программу, которая будет согласовываться с обычной программой остального класса, например, организовать дополнительные занятия для развития навыков чтения с теми же подходами и материалам, которые применяются на уроке. Возможно, учитель специального образования и учитель-предметник вместе определят такую форму помощи, которая будет меньше ограничивать учеников и одновременно даст им возможность оставаться в массовой школе.
Совместная консультация - это интерактивный и непрерывный процесс. Для него характерны взаимное доверие и уважение, взаимное сотрудничество и открытая коммуникация. В совместных консультациях упор делается на партнерстве, где имеются главные составляющие - решение проблем в сотрудничестве и общая ответственность за надлежащий уровень преподавания.
Пример совместной консультации
Определение цели
Сначала нужно договориться о роли, цели, обязанности и ожиданиях участников команды.
Преподавателя точных наук в средней школе беспокоят низкие результаты ученика, который испытывает трудности в обучении. Он обращается за помощью к учителю-помощнику по учебным проблемам. Преподавателю-предметнику известно, что после окончания школы ученик мечтает о профессии, для которой необходимо сдать экзамен по точным наукам. Но учеба дается ему тяжело, и поэтому в конце года он может не справиться с экзаменом по точным наукам, несмотря на усердие и усилия, которые прилагает. Преподаватель не знает, чем можно помочь. Учитель-помощник обладает коррекционными учебными методиками, но недостаточно ориентируется в программе по точным наукам для средней школы. Оба педагога решают работать вместе: предметник предоставлять информацию о содержании урока, а учитель-помощник помогать е ученику индивидуально и рекомендовать учителю соответствующие формы и методы работы на уроке. К процессу также будут привлечены сам ученик и его родители.
Определение проблемы
Нужно точно определить суть имеющихся проблем. Для этого, возможно, потребуется прибегнуть к определенному типу оценки или сбору данных.
Чтобы определить причины проблемы, учитель-помощник проводит беседу с учеником и несколько раз наблюдает за его работой на уроке. По результатам оценки выясняется, что основной причиной трудностей является низкий уровень навыков чтения, поэтому ученику сложно усваивать новые термины и читать письменный материал (или работать с текстом). На уроке он очень медленно записывает за учителем, пропускает много информации, а заметки, которые успевает сделать, в основном записаны фрагментарно и почти неразборчивые, а поэтому - изучать материал по ним очень сложно.
Анализ вариантов вмешательства
Разрабатываются предложения по методике вмешательства и прогнозируются последствия каждого из вариантов. На этом этапе целесообразно воспользоваться методом «мозгового штурма».
Преподаватель-предметник, учитель-помощник, родители и ученик вместе решают, что преподаватель будет предоставлять помощнику содержание урока заранее, а тот будет обсуждать с учеником новые термины и материал. Помощник берется упростить письменный материал и инструкции, а потом с ними будет работать преподаватель. Обсуждаются конкретные аспекты урока, например, темп, использование различных учебных средств и способов представления информации, применение методик кооперативного обучения. Учитель-помощник соглашается проводить уроки вместе в форме командного преподавания. Участники также соглашаются, что изменения пойдут на пользу и другим ученикам. Домашнее задание будет адаптироваться. Также планируется учесть потребности ученика во время экзаменов (например, предоставление дополнительного времени для чтения).
Реализация вмешательства
Вмешательство осуществляется в соответствии с согласованными задачами и процедурами.
Реализация вмешательства начинается с того, что преподаватель-предметник и учитель-помощник встречаются в начале каждой недели, чтобы обсудить материал на неделю и достигнутые успехи. По просьбе преподавателя помощник проводит совместно с ним отдельные уроки, чтобы помочь организовать групповую работу и оказать поддержку во время командного преподавания.
Оценка
На этом этапе оценивается эффективность методов вмешательства.
Учитель-помощник, преподаватель, ученик и его родители соглашаются, что успешность улучшилась. Теперь ученику легче работать на уроке, он может пользоваться записями, которые ему предоставляются. Недавно он хорошо написал контрольную работу.
Обзор программы и оценка
На этом этапе, исходя из результатов оценки, вмешательство может продолжаться, модифицироваться или прекратиться.
В предложенном примере участники делают вывод, что в дальнейшем понадобится лишь незначительная помощь. Учитель-помощник и преподаватель-предметник могут договориться о встрече позже для окончательного анализа. Они могут встречаться и раньше в случае возникновения проблем. Ученик при необходимости может обращаться к каждому из них.
Содействие инклюзии путем обеспечения учебного лидерства: роли, которые играет директор средней школы
Обучение - важнейшая цель школ и школьного образования. Обучение и связанные с ним различные вопросы также определяют проблемы и вопросы к школьным лидерам: Кто может учиться? Чему они могут научиться? Как создавать возможности для обучения? На кого такие возможности необходимо направлять? Ответы на эти вопросы являются основными для решения проблемы инклюзии в школах.
Инклюзивные школы не просто «возникают» в результате произвольных процессов и действий. Скорее, школы, как инклюзивные сообщества для всех учеников, возникают в результате целенаправленного лидерства. В средней школе директор должен быть ключевым специалистом, который в процессе изменений влечет за собой других. По мере того, как школы становятся более инклюзивными, возникает потребность в директорах, которые способны четко определить и сформулировать миссию, охватывающую ценности инклюзии и инклюзивную практику; способствовать созданию в заведении атмосферы, в которой все участники разделяют осознание того, что школа выступает за успех и достижения всех учащихся; управлять ресурсами и координировать их использование для выполнения учебной программы и преподавание способом, который поддерживает инклюзию всех учащихся; осуществлять мониторинг и оказывать поддержку развитию и прогрессу каждого ученика; служить примером рефлективной практики и наблюдать за процессом обучения, чтобы постоянно поощрять и укреплять культуру инклюзии всех членов сообщества, которые учатся.
Инклюзивные школы
Сегодня на директоров возложена задача создания или управления инклюзивной школой, которую посещают все дети соответствующего возрастного диапазона из определенного района. Дети с особыми потребностями посещают те же самые школы, которые они бы посещали, если бы у них не было проблем. Любые специальные услуги предоставляются в общеобразовательных учебных заведениях, или в непосредственной близости от классов, которые соответствуют возрасту детей. Количество времени, когда дети с особыми потребностями входят в общие классы, получают поддержку и учатся вместе с детьми с типичным развитием, доведено до максимума.
Считая, что знания и техника существуют для того, чтобы предоставлять соответствующую помощь, некоторые педагоги продвигают «полную инклюзию» всех учащихся с нарушениями психофизического развития в общеобразовательных классах. Другие педагоги предлагают использовать инклюзии при каждом удобном случае, и забирать учеников из класса для предоставления специальных услуг только тогда, когда это крайне необходимо, если соответствующее обучение невозможно предоставлять в общеобразовательном классе.
На уровне средней школы часть школьного дня для некоторых учеников может посвящаться овладению навыками функциональной работы путем обучения на базе общины (в инклюзивных учреждениях). Независимо от точки зрения человека на степень или меру инклюзии в школе (или в общине), много директоров осуществляют изменения в школах, в результате чего больше учеников с особыми потребностями получают услуги в системе общего образования в течение более длительного времени. Общая задача заключается в создании более целостной и комплексной системы образования для всех учащихся.
Инклюзия означает не только предоставление специальных услуг для удовлетворения учебных и социальных потребностей в общеобразовательном классе, но и создание возможностей для участия во всех сферах жизни школы, таких как клубы, спортивные команды или специальные программы. На самом деле, в инклюзивных школах внимание сосредотачивается на создании сообществ, поддерживающих обучение и личностное развитие. Учеников, с их индивидуальными характеристиками, уважают и ценят. Благодаря готовности воспринимать индивидуальные различия как положительные характеристики, учащихся поощряют к тому, чтобы они становились активными членами школьного сообщества.
Создание инклюзивного учебного сообщества требует преданности, планирования, подготовки и повышения квалификации персонала. В процессе приближения к созданию инклюзивных учебных сообществ школы могут сталкиваться с трудностями. Используя измерения учебно-воспитательного лидерства, директора, которые предусматривают и признают возможность возникновения трудностей, будут лучше подготовлены к оказанию поддержки коллегам, ученикам и семьям и, таким образом, смогут уменьшить их давление.
Обеспечивая учебно-воспитательное лидерство, директор повышает возможность для школы стать инклюзивной за счет создания сообщества обучающихся людей, в которой всех детей ценят как равноправных членов.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)