Способы повышения уровня компетентности привлеченных лиц
В образовании для формирования навыков широко применяются специально организованные так называемые формальные учебные мероприятия, когда фасилитатор изменений проводит тренинги по повышению квалификации. Этот подход очень эффективен для формирования специальных умений, но для того, чтобы решить проблемы, связанные с планированием, процедурными задачами, или проблемы в рабочих отношениях, следует обратить внимание на создание возможностей для непрерывного и содержательного профессионального развития педагогов и предоставления поддержки учителю.
В последнее время приобрел популярность метод, когда проводник изменений присоединяется к группе, которая должна реализовать программу изменений. Его задача заключается в том, чтобы помочь участникам изучить вопросы, которые послужили основой для предлагаемых изменений, и исследовать способы решения проблем. Этот подход особенно полезен для формирования процедурных навыков, навыков планирования, создания и поддержания конструктивных рабочих отношений.
Было выяснено, что в процессе изменений степень заинтересованности учителей проходит определенные этапы. Таких этапов определено семь:
0 - Осведомленность: не интересуется.
1 - Информационный: готов узнавать.
2 - Личностный: как это касается меня лично?
3 - Менеджмент: что мы будем с этим делать?
4 - Следствие: как это влияет на учеников?
5 - Сотрудничество: сравнение и согласование того, что делаю я, и того, что делают другие учителя.
6 - Модернизация: приспособление программы в соответствии с собственными запросами.
Нужно учитывать эти этапы и пытаться удовлетворить связанные с ними потребности. Также необходимо принять во внимание, что учителя будут двигаться от одного этапа к другому с разной скоростью, и, работая вместе в группе, они могут находиться на разных ступенях этого процесса.
О существовании этих этапов должен знать не только проводник изменений, но и привлеченные к ним учителя. Понимание того, что чувства и беспокойство является нормальным явлением, и других беспокоят те же вопросы, поможет избавиться ощущения, что эти опасения свидетельствуют о несостоятельности и низкой профессиональной компетентности.
Создание инклюзивных обществ
В воплощении любой программы, направленной на достижение изменений, решающее значение имеет стиль лидерства, независимо от того, кто выступает в роли лидера: директор, учитель или другое лицо. Он также важен для создания ощущения общины. В литературе по вопросам эффективной школы убедительно доказывается, что одной из предпосылок успеха является чувство принадлежности, которое характерно не только для учителей, его разделяют ученики, родители и представители местной общины.
Школы, которые применяют практику сотрудничества и коллегиальности, в литературе получили название эффективных школ. Коллегиальность существует при наличии четырех элементов поведения: взрослые в школе обсуждают практику; наблюдают за работой друг друга, как педагогической, так и связанной с выполнением административных функций; совместно работают над учебным планом, то есть планируют, разрабатывают, оценивают его и проводят исследования; делятся знаниями о преподавании, обучении и лидерстве. Имея возможность общаться, делиться своими мыслями и проблемами в атмосфере взаимного доверия и поддержки, участники убеждаются, что изменения достижимые и стоят усилий.
Эффективные стратегии изменений начинаются тогда, когда людям помогают постепенно совершенствоваться. Необходимо осознавать, что изменения - это не линейный процесс, где всё заранее ясно и регламентировано. Наоборот, люди должны быть активными участниками, у которых могут возникнуть вопросы, проблемы, и их нужно решать. Вероятность восприятия и дальнейшего распространения изменений возрастает, когда учителя убеждаются в их эффективности, в том, что они действительно помогают ученикам достигать лучших результатов, а педагогам - профессионально расти, если они сами сделали вклад во внедрение этих изменений.
Роль эффективных фасилитаторов изменений
Проводником изменений может быть кто угодно: директора школ, работники администрации, преподаватели-предметники, учителя специального образования, родители, руководители и ученики.
Далее приводится пример, где в роли проводника изменений выступает директор школы. Она инициировала изменения, на которые откликнулись другие учителя, которые впоследствии тоже стали проводниками. Школа создала инновационный способ преодоления трудностей, связанных с переходом детей из детского сада в 1-й класс.
Детский сад расположен на территории местной начальной школы. В небольшой и в определенной степени изолированной общине большинство детей переходили в эту ближайшую школу, чтобы получить образование. Дети и работники знали друг друга, хотя оба учебных заведения работали отдельно. Ситуация изменилась, когда в подготовительный класс в детском саду приняли ребенка с особыми образовательными потребностями.
Четырехлетний Дэвид имел синдром Дауна и нарушение слуха, пользовался слуховым аппаратом. Вследствие нарушения речи он общался с окружающими с помощью простого жестового языка и с помощью рисунков.
Когда Дэвид ходил в подготовительный класс, где с ним работал компетентный воспитатель, директор поняла, что нужно создавать условия для будущего приема нового ученика. Ей было известно, что для детей и их родителей переход из подготовительной в начальную школу часто связан со стрессом, а для Дэвида возможны и другие дополнительные трудности. Поэтому она решила заручиться поддержкой педагогов, которые занимаются мальчиком.
После обсуждения с учительницей подготовительного класса и учительницей начальной школы были очерчены две важнейшие проблемы. Во-первых, учительница начальной школы не обладает жестовым языком и поэтому не сможет общаться с новым учеником. Во-вторых, чувствовалось, что сам мальчик не будет иметь нужных навыков для перехода в 1-й класс. Последняя проблема усиливалась тем, что, по мнению учительницы, которая работала с Дэвидом, ее коллега в начальной школе не знала, как проходят занятия с детьми в подготовительном классе и какие навыки им нужны. И наоборот, учительница начальных классов считала, что в детском саду не знают, как работают с детьми в 1-ом классе, и что дети должны уметь делать. В результате дальнейших дискуссий стало понятно, что важные различия действительно существуют, и ни одна из учительниц о них не догадывается. Например, пытаясь предвидеть требования к детям в 1-ом классе, учительница подготовительной группы считала, что ученики должны иметь уже в какой-то мере сформированные учебные умения (например, раскрашивать рисунок или писать свое имя). А для учительницы начальных классов важнее было, чтобы дети могли сами пойти в туалет, вытереть нос без помощи взрослого и тому подобное.
После нескольких встреч, устроенных директором школы, обе коллеги решили ввести несколько новых идей. Учительница подготовительной группы приходила в школу и проводила занятия по жестовому языку и по использованию рисунков для педагога начальных классов и детей. Были организованы несколько визитов в детский сад и начальную школу, чтобы обе учительницы и дети познакомились друг с другом и со средой.
Директор обеспечивала необходимые ресурсы, в том числе выделяла время. Для оценки текущей работы, решения проблем и планирования на следующий период были запланированы регулярные встречи (дважды в семестр).
К концу года учительница начальных классов и ее ученики научились свободно пользоваться жестовым языком и легко общались с Дэвидом. Благодаря этому после перехода в школу в следующем году с мальчиком смогут общаться дети его класса и бывшие первоклассники. Также, он и другие дети его класса имеют много друзей, которые их поддерживают. Таким образом удалось преодолеть много повседневных проблем, которые затрудняют переход из детского сада в «настоящую школу». Например, в подготовительном классе во время обеда дети сидят за столом, а в старшей группе они сидят на скамейках и держат обед на коленях. В подготовительном классе туалет расположен у учебной комнаты, а в начальной школе - на определенном расстоянии от класса. Теперь это было известно Дэвиду и остальным детям.
Программа имела дополнительные преимущества и для родителей, которые тоже почувствовали ее пользу. При внедрении, различные мероприятия обсуждались с родителями, которые помогали их проводить. Теперь они лучше знали среду и требования учителей. Обычное волнение, связанное с переходом из детского сада в «настоящую школу» исчезло, и родители рассматривали его как естественную часть роста ребенка.
Программа имела и неожиданные последствия. Учительница подготовительного класса и воспитатель средней группы подали заявления с просьбой поменяться местом работы на следующий год. Такого результата директор не предусматривала, но с готовностью пошла им на встречу. Как оказалось, в следующем году, это решение было очень удачным для всех участников учебного процесса.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)