Директор как учебный лидер
Для директора, как учебного лидера, это значит быть знакомым с текущими учебными подходами, которые используются в школе или школьном округе, а также уметь сформулировать, какие подходы способствуют или препятствуют инклюзии. Многие проблемы, связанные с инклюзией, возникающие у учителей, касаются учебной программы и обучения. Насколько гибкими являются структура и содержание учебной программы? Насколько учителя уполномочены принимать неотложные решения по модификации учебной программы или изменению методов преподавания? Ответы на эти вопросы, как правило, требуют совместного обсуждения с участием учителей и администраторов.
Учителя - это люди, которые повседневно воплощают миссию школы в жизнь, занимаясь с учениками. Поэтому учебное лидерство охватывает также и размышления об обучении или наблюдение за ним, как за одним из пяти измерений. Этот подход заключается в необходимости работать с учителями в течение определенного времени и в различных ситуациях, чтобы усовершенствовать навыки преподавания. Многие директора создают возможности, которые дают учителям возможность рассуждать о своем недавнем опыте и делиться им с другими.
Поскольку в общеобразовательные классы принимают все больше детей с нарушениями психофизического развития, даже опытные учителя во время преподавания часто сталкиваются с новыми, отличными от обычных, ситуациями. При этом может возникать потребность в инновационных подходах к преподаванию, которые необходимо применять и стимулировать. Испытания альтернативных методов преподавания создает возможности для поощрения учителей к приему понятия решений, решения проблем и рефлексии. Необходимо поощрять создание команд для того, чтобы иметь возможность совместно с коллегами принимать решения. Если ответственность за учеников будет общей, то специалисты общеобразовательной системы, специального образования или других вспомогательных служб, будут нуждаться во времени для планирования совместной работы.
Многие из людей могут выполнять роль «человеческих ресурсов», которые предоставляют обратную связь по преподаванию самым учителям, работникам вспомогательных служб, лидерам команд и приглашенным волонтерам. Стимулировать профессиональный рост и восстановление можно путем проведения самооценки эффективности работы и определения целей. Их можно поощрять к обсуждению таких важных вопросов, как: «В чем мне удается успешно работать со всеми учениками? В чем мне не удается достигать целей, которые я определил для себя и для учеников? Как я нахожу время и использую возможности для размышлений о преподавании?». Положительным завершением встреч, в центре внимания которых лежат вопросы преподавания, становится работа по определению целей или разработке персональных планов действий. Директор может предложить посещение школ, которые уже стали инклюзивными.
Как учебные лидеры, директора концентрируют внимание на улучшении результатов работы учащихся за счет мониторинга их прогресса.
Каким образом учителя, ученики, родители и администраторы могут узнать, что обучение и преподавание эффективные? Чему учатся ученики? Как ученики продвигаются вперед в своем обучении и достижениях? Насколько часто сообщается о результатах оценки во время собрания, в бюллетенях или другим способом? Мониторинг успехов учащихся предполагает регулярное и систематическое проведение оценки, чему они научились, а также использование результатов для оценки пользы, которую приносит выполнение целей школы в достижении миссии. Результаты также используются для внесения изменений и улучшения структуры учебной программы и эффективности преподавания.
В инклюзивных школах директора уделяют внимание и мониторингу успехов учащихся с особыми потребностями на предмет их соответствия целям, которые определены в индивидуальных учебных планах. Некоторые педагоги требуют повышения квалификации, чтобы прийти к общему пониманию, как мониторинг успехов групп учащихся совпадает или отличается от мониторинга, где делается акцент на успехах отдельной личности.
В процессе перехода к оценке на основе достигнутых результатов существует много возможностей для изучения изменений в практике оценки всех учеников. К этим изменениям может входить анализ того, как оценка информации может оказывать ценную обратную связь относительно учеников с особыми потребностями в инклюзивных классах. Директор может организовывать мероприятия в небольших группах, где педагоги, знакомые с учебной программой школы, методами преподавания и практикой оценивания, обсуждают индивидуальный учебный план какого-то воображаемого ученика и анализируют его с точки зрения соответствия измерениям учебного лидерства.
Эффективные директора способствуют созданию атмосферы, где высоко ценятся обучение и достижения, и делается все для их улучшения. Школьный климат создается на основе общей заинтересованности, заботы и поддержки всех учеников, включая детей с особыми потребностями. Кроме того, директора должны осуществлять мониторинг всех школьников с особыми потребностями для того, чтобы гарантировать их доступ к ресурсам, например, к компьютерам или участие во внеклассных мероприятиях, способствуя таким образом развитию и принятию всех учащихся
Успешное лидерство. Влияние лидерства на обучение учащихся
Обучение - важнейшая цель школ и школьного образования. Обучение и связанные с ним различные вопросы также определяют проблемы и вопросы школьным лидерам: Кто может учиться? Чему они могут научиться? Как создавать возможности для обучения? На кого такие возможности необходимо направлять? Ответы на эти вопросы являются основными для решения проблемы инклюзии в школах.
Эффективное образовательное лидерство бесспорно способствует улучшению обучения и зависит от компетентности и мотивации руководителей.
Исследования показывают, что:
- Из всех факторов, которые способствуют учебному процессу в школе, лидерство уступает лишь работе учителя на уроке.
- Лидерство имеет наибольшее влияние там и тогда, где оно нужнее.
Явный эффект успешного лидерства значительно существеннее в школах, которые функционируют в более сложных условиях. Изменения к лучшему происходят благодаря действию многих других факторов, однако лидерство играет роль катализатора.
Базовые составляющие успешного лидерства
Научные свидетельства убедительно доказывают существование «ядра» лидерства, или общих базовых практик, которые при необходимости использует каждый успешный лидер. Эти практики составляют, так сказать, фундамент успешного лидерства. Для лидеров, которые стремятся существенно улучшить обучение в своих школах, они редко являются достаточными. Впрочем, без них достичь можно немного. Для успешного лидерства базовыми являются три набора практик:
- определение направлений;
- развитие кадров;
- организационные изменения.
Определение направлений
Определение направлений работы, то есть определение четкого, всем понятного курса, установление высоких ожиданий и использования фактической информации для мониторинга реализации промежуточных целей и достижения результатов.
Опыт подтверждает, что лидерские практики, объединенные под общим названием «определение направлений», является крупнейшей долей влияния лидера. Они призваны помочь коллегам сформировать общие представления об организации, ее работе и целях, на основе которых складывается ощущение цели или видения.
Среди лидерских практик, применяемых для решения общей задачи по определению направлений, часто приводятся следующие:
- определение и четкое формулирование видения;
- содействие принятию работниками коллективных целей;
- установление высоких ожиданий о результатах деятельности;
- мониторинг работы организации и обеспечения в ней эффективной коммуникации.
Одна из основных задач лидера - помогать группе формировать общие представления об организации, ее деятельности и целях, которые могут лечь в основу видения или понимания цели, повышать мотивацию. Мотивацию работников пробуждают сложные, однако достижимые цели, которые заинтересовывают их лично. Наличие таких целей помогает людям почувствовать смысл своей работы, позволяет почувствовать себя специалистами и найти свое место в собственном рабочем контексте.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)