Основные виды деятельности
- Организация просветительской работы по инклюзивному образованию.
- Разработка методических рекомендаций для педагогов, психологов, социальных педагогов, работающих в инклюзивных классах / группах.
- Обеспечение содержания курсов повышения квалификации для педагогических работников, работающих в инклюзивных классах / группах.
- Организация и проведение научно-методических и научно-практических конференций, семинаров, заседаний «круглых столов», тренингов, мастер-классов для педагогов, работающих в инклюзивных классах / группах.
- Рецензирование психокоррекционных программ для детей, обучающихся в условиях инклюзии.
- Организация деятельности районных методических объединений педагогов специального, инклюзивного и интегрированного обучения.
- Изучение, обобщение и внедрение опыта инклюзивной модели образования в дошкольных обучающих заведений и общеобразовательных учебных заведений.
- Предоставление методически-консультативной и информационной поддержки руководителям учебных заведений, педагогам-дефектологам, практическим психологам, работающим в условиях специального, инклюзивного и интегрированного обучения.
Изменения в деятельности научно-методического центра инклюзивного образования, связанные с организацией инклюзивного ресурсного центра
- Изменения на уровне документации и практики:
- Внесены изменения в должностные обязанности методистов научно-методического центра инклюзивного образования. Введение новых видов деятельности, а именно:
- консультирование педагогов, родителей и других заинтересованных лиц об имеющихся ресурсах для обеспечения дополнительной поддержки детям с особыми образовательными потребностями;
- создание и обновление базы ресурсов (образовательных, медицинских и социальных услуг для детей с особыми образовательными потребностями и их семей);
- организация и реализация для педагогических работников учебных проектов работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, по разным направлениям с последующим получением сертификатов участника реализации проектов.
- Подписан Меморандум о совместной деятельности для реализации проекта на базе Института последипломного педагогического образования;
- На постоянной основе, в том числе в онлайн-режиме, организовано оценивание эффективности работы инклюзивного ресурсного центра.
- Уроки проекта (выводы и планы на будущее)
Участие в реализации проекта по созданию инклюзивного ресурсного центра, который вводился фондом «Шаг за шагом» при поддержке Агентства США по международному развитию, позволило:
- Пополнить научно-методический центр инклюзивного образования научно-методической литературой для педагогов и родителей детей с особыми образовательными потребностями, наглядными и дидактическими материалами, техническим принадлежностями.
- Пополнить библиотечный фонд научно-методической литературой о вопросах инклюзивного образования.
- Планы на будущее:
- Консультирование по вопросам внедрения инклюзивной модели образования.
- Разработка и издание методических публикаций.
- Налаживание партнерских взаимосвязей с научными и научно-методическим заведениями.
- Участие в разработке и реализации международных проектов инклюзивного образования.
Сотрудничество с партнерскими общественными организациями
Профессиональное сопровождение детей с аутизмом в дошкольном и общеобразовательном учебных заведениях: организация преемственности
Серия учебно-практических семинаров, организованных в партнерстве с общественной организацией «Системная помощь детям с аутизмом «Маленький принц».
К семинарам были привлечены представители районных управлений образования и психолого-медико-педагогических консультаций двух общеобразовательных учебных заведений и четырех детских садов. В рамках проекта была создана постоянная группа участников.
В ходе работы были рассмотрены психологические особенности переживания родителей в результате рождения в семье ребенка с особыми потребностями. Понимание этого должно быть основой для обоюдного взаимодействия и диалога между родителями и специалистами. В рамках проведения семинара участники получили информацию об особенностях переживания родителями такой жизненной ситуации (этапы, характерные эмоциональные состояния и поведение родителей), обсудили эффективные стратегии общения с такими родителями (уважение к их чувствам, соблюдение личной дистанции, внимание к их словам и потребностям), а также отработали упражнение для снятия психоэмоционального напряжения (гимнастика для преодоления стрессового состояния «Ключ»).
В ходе работы первой сессии внимание было сосредоточено лишь на работе с документами, необходимыми для индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка с аутизмом. Участникам семинара было предложено заполнить анкету и обсудить содержание «Информационного письма ребенка» и «Интересов ребенка». Также было обработано упражнение «Метод поддерживающей беседы», направленное на предупреждение эмоционального выгорания. Во время работы второй сессии участникам семинара было предложено рассмотреть вопросы практического использования визуальной поддержки для ребенка с аутистическим спектром расстройства.
В ходе работы учебного-практического семинара обсудили алгоритм и содержание формулировки актуальных учебных целей с использованием конкретных примеров детей, имеющих аутистический спектр расстройства. Участники семинара также рассмотрели иерархию целеполагания и способы измерения достижения отдельной цели.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)