Направления работы с семьями
- разъяснительно-консультативная работа в вопросах инклюзивного обучения;
- информационная работа в вопросах обеспечения различных социальных потребностей государственными учреждениями и общественными организациями;
- психологическая поддержка родителей детей с особыми потребностями с целью развития уверенности, стремления преодолевать жизненные трудности.
Виды работы с семьями:
- тренинги, во время которых участники могут познакомиться и обменяться опытом;
- заседание родительского клуба с целью планирования деятельности;
- совместные встречи выходного дня.
Инклюзивный ресурсный центр стал информационным центром для семей, которые воспитывают детей с особыми потребностями.
В рамках реализации проекта была введена серия тренинговых занятий с семьями, во время которых установлено, что родители ограничены в общении и нуждаются во встречах с целью знакомства и обмена информацией, которая касается развития их детей. Эти родители стали частью инклюзивного ресурсного центра и помощниками во внедрении инклюзии в регионе.
Системная психологическая поддержка и консультативная работа с семьями, воспитывающими детей с особыми потребностями, а также просветительская работа специалистов способствовали активизации деятельности родителей и созданию родительских инициативных групп.
Работа с родителями проводится поэтапно:
I этап - индивидуальная консультативная работа с родителями.
II этап - участие в практических тренингах с другими родителями, которые планируют дальнейшее обучение своих детей в условиях инклюзивной школы.
III этап - участие в совместных программах досуга.
По результатам работы с семьями на базе инклюзивного ресурсного центра было проведено четыре тренинга: «Инклюзивные ресурсные центры: инклюзивное образование для моего ребенка»; «Инклюзивные ресурсные центры: инклюзивный класс для моего ребенка»; «Фигура учителя - важная составляющая успешного обучения моего ребенка»; «Активная позиция родителей - залог успешности ребенка».
С целью расширения знаний педагогов о специфике работы с детьми с особыми образовательными потребностями инклюзивный ресурсный центр, созданный на базе психолого-медико-педагогической консультации, начал работу с педагогами школы.
Работа с педагогами была спланирована поэтапно. Специалисты инклюзивного ресурсного центра провели первые встречи с целью информирования всех членов педагогического коллектива о направлениях внедрения инклюзивных подходов в учебно-воспитательном процессе и условия для их обеспечения. Также создан план развития инклюзии учебного заведения, цель которого не оценка компетентности педагогов, а поиск путей поддержки педагогического и профессионального развития всех участников учебно-воспитательного процесса.
По инициативе органов управления образования районных государственных администраций (городских советов) в каждой административной единице области проведен мониторинг состояния приоритетных направлений развития инклюзивного обучения в школах путем анкетирования участников учебно-воспитательного процесса, в которых в перспективе планируется открытие инклюзивных классов.
В рамках проведения курсов повышения квалификации ассистентов учителей был проведен семинар-практикум на тему «Алгоритм внедрения инклюзивного обучения в общеобразовательном учреждении».
Кроме того, с развитием инклюзивного ресурсного центра наладилась межведомственная координация с профильными управлениями, департаментами и общественными организациями, которые занимаются решением различных проблем детей с особыми образовательными потребностями в области, которая отображена в Меморандуме о сотрудничестве.
Другие результаты деятельности инклюзивного ресурсного центра:
- Специалисты психолого-медико-педагогической консультации разработали информационные материалы для родителей и педагогов.
- Реализация проекта «Инклюзивное образование: шаг за шагом» представлена на совещании директоров психологических служб и заведующих областных психолого-медико-педагогических консультаций.
Из опыта деятельности инклюзивного ресурсного центра, созданного на базе научно-методического центра инклюзивного образования Института последипломного педагогического образования
Научно-методический центр инклюзивного образования является структурным подразделением Института последипломного педагогического образования.
Целью деятельности научно-методического центра инклюзивного образования является реализация образовательной политики государства в вопросах обучения детей с особыми образовательными потребностями в системе общего среднего, дошкольного и внешкольного образования в условиях инклюзивного и специального образования.
Основные задачи:
- Участие в подготовке инструктивно-информационных писем по вновь созданным нормативным документам в сфере инклюзивного и специального образования в вопросах развития образовательной системы.
- Развитие педагогического мастерства, творческой инициативы педагогических работников, совершенствование форм и методов их профессионального развития.
- Участие в организации мониторинговых исследований, качества внедрения инклюзивного и специального образования в дошкольных и общеобразовательных учебных заведениях и апробация учебно-методического обеспечения.
- Научно-методическая поддержка учебных заведений, имеющих статус экспериментальных площадок в вопросах внедрения инклюзивного и специального образования.
- Изучение потребностей и оказания практической помощи педагогическим работникам, которые работают в инклюзивных и специальных классах общеобразовательных учебных заведений, специальных школах (школах-интернатах), дошкольных учебных заведениях, дошкольных учебных заведениях компенсирующего и комбинированного типов, в том числе в период их подготовки к аттестации.
- Научно-методическое обеспечение работы с руководящими кадрами общеобразовательных учебных заведений с инклюзивными и специальными классами, специальных школ (школ-интернатов), дошкольных учебных заведений, дошкольных учебных заведений компенсирующего и комбинированного типов.
- Изучение, обобщение и внедрение в педагогическую практику передового педагогического опыта, внедрение инклюзивного и специального образования в дошкольных и общеобразовательных учебных заведениях.
- Формирование электронной базы данных о передовом педагогическом опыте деятельности по вопросам инклюзивного и специального образования педагогических коллективов и отдельных работников, создание современных научно-методических материалов, фондов учебной, справочной, методической, психолого-педагогической, научной, научно-популярной и другой литературы и периодических педагогических изданий.
- Освещение в средствах массовой информации деятельности учебных заведений и отдельных педагогов, вопросов развития инклюзивного и специального образования.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)