Рекомендации о развитии инклюзивного ресурсного центра
Учитывая наработанный опыт реализации проекта, предлагаются следующие рекомендации о дальнейшем развитии и распространении деятельности инклюзивных ресурсных центров - механизмов координации существующей поддержки и отстаивания интересов детей с особыми потребностями и их семей.
- Общие рекомендации
Учитывая, что инклюзивное образование в России все еще развивается, важными задачами деятельности инклюзивных ресурсных центров остаются индивидуальное сопровождение семей с детьми с особыми потребностями, а также отстаивание интересов при обеспечении их прав на равный доступ к качественным услугам, прежде всего к качественному образованию.
Отстаивание интересов - это деятельность, которая призвана влиять на конечный результат, в том числе в области государственной политики и в процессе принятия решений о выделение ресурсов в рамках политических, экономических и социальных систем и институтов.
А. Функции
Инклюзивные ресурсные центры прежде всего призваны оказывать поддержку родителям детей с особыми потребностями и способствовать распространению практики инклюзивного образования путем обмена информацией и передачи знаний представителям услуг. Это не означает, что перечень функций нельзя расширить на последующих этапах.
На начальном этапе деятельности рекомендуется возложить на инклюзивные ресурсные центры следующие функции:
- Навигация. Родители нуждаются в помощи в навигации среди сложного набора существующих услуг для оказания поддержки и образования детям. Инклюзивные ресурсные центры могут предоставлять такую услугу, помогая родителям определять и получать доступ к существующим видам поддержки для удовлетворения социальных, эмоциональных и образовательных потребностей их ребенка.
Родителям также необходима информация об имеющихся видах поддержки в повседневном быту. (Термин «навигация» близок к понятию «социально-психологическое сопровождение», когда работник помогает родителям разобраться в сложностях получения различных сопутствующих услуг, собрать необходимую информацию, организовать соответствующие консультации для того, чтобы не забирать ребенка из его окружения и учебного заведения, а наоборот, способствовать нормализации и координации всех необходимых связей и предоставление ему услуг).
- Предоставление дополнительных ресурсов. К ним относятся информационные ресурсы для педагогов, представителей услуг и родителей. Это могут быть профессиональные справочные материалы или вспомогательная информация о конкретных видах особых потребностей, которые будут давать возможность родителям и специалистам удовлетворять образовательные, социальные и эмоциональные потребности ребенка.
- Отстаивание интересов
Отстаивание интересов осуществляется на двух уровнях:
- на индивидуальном уровне;
- на системном уровне.
Индивидуальный уровень деятельности предусматривает роботу инклюзивных ресурсных центров с существующими поставщиками услуг и родителями, чтобы обеспечить предоставление ребенку доступа к необходимым услугам и ресурсами возможности их использования. Второе направление деятельности предусматривает различные меры инклюзивного ресурсного центра по информированию, просветительской работе и влиянию на систему образования, политики и услуг с целью внедрения инклюзивного образования. Значительное место в отстаивании интересов на системном уровне занимает просветительская деятельность для информирования широких кругов общественности о дополнительных потребностях детей с особыми потребностями путем:
- предоставления возможности родителям и детям выражать свои интересы;
- мобилизации общественности в поддержку инклюзивного образования через проведение информационных кампаний;
- содействия при разработке государственной политики;
- обеспечения подотчетности органов власти перед семьями.
Также рекомендуется тесное партнерское взаимодействие между инклюзивными ресурсными центрами и другими ключевыми лицами, которую вместе с соответствующими протоколами необходимо официально закрепить формальными соглашениями.
С целью выполнения определенных функций, инклюзивные ресурсные центры должны собирать точную и актуальную информацию об имеющихся ресурсах в каждом регионе и налаживать рабочие контакты с организациями и поставщиками услуг.
Б. Управление
Для обеспечения интегрированного сопровождения семей детей с особыми потребностями чрезвычайно важным является межведомственное сотрудничество, что предполагает участие представителей образовательного сектора, секторов социальной защиты и здравоохранения, а также общественных организаций.
Такое сотрудничество должно происходить в управлении инклюзивными ресурсными центрами путем создания совещательных комитетов, в состав которых рекомендуется привлекать представителей различных сфер.
Важно отметить, что совещательные комитеты должны включать также лиц с особыми потребностями или родителей детей с особыми потребностями. Это принципиальная позиция, которая будет гарантировать, что все действия инклюзивного ресурсного центра по принятию решений и разработке программ / услуг будут направлены на удовлетворение образовательных потребностей детей с особыми потребностями.
В. Структура
Опыт реализации проекта свидетельствует о необходимости не менее двух должностей для выполнения инклюзивным ресурсным центром своих заданий - должностей координатора и административного помощника с полной занятостью. Эта рекомендация объясняется тем, что для организации полноценной работы центров необходимо выполнять большие объемы работы, в том числе ежегодно обновлять базу данных существующих ресурсов, оказывать поддержку родителям в навигации среди существующих услуг, помогать педагогам при реализации инклюзивного обучения, проводить просветительские мероприятия для информирования широкой общественности о необходимости инклюзивного образования и особенности его внедрения.
Изменения в деятельности психолого-медико-педагогической комиссии, связанные с организацией инклюзивного ресурсного центра
- Изменения на уровне документации:
- рассмотрение вопроса об утверждении Положения о инклюзивных ресурсных центрах состоялось на заседании коллегии Департамента образования и науки;
- внесены изменения в функциональные обязанности заведующего и консультантов областной психолого-медико-педагогической комиссии об обеспечении работы инклюзивного ресурсного центра;
- директору учебно-методического центра психологической службы системы образования области поручено обеспечить работу инклюзивного ресурсного центра на базе психолого-медико-педагогической комиссии;
- график работы инклюзивного ресурсного центра утвержден совместным приказом Департамента образования и науки и здравоохранения.
- Изменения на уровне практики:
- начато проведение групповых коррекционных занятий для детей с аутизмом на базе инклюзивного ресурсного центра;
- начался просветительский учебный курс тренингов для родителей «Родительская час»;
- открылся инклюзивный класс;
- обобщается опыт работы инклюзивных классов, которые уже работают;
- родители, с которыми работали специалисты инклюзивного ресурсного центра, инициировали создание общественной организации, цель которой - внедрение и распространение положительных практик инклюзивного обучения в области и поддержка и защита прав семей, воспитывающих детей с нарушениями коммуникативных навыков.
- Положительный опыт
Опыт деятельности инклюзивного ресурсного центра на базе психолого-медико-педагогической консультации свидетельствует о таких положительных результатах. Это:
- Привлечение родительской общественности к решению вопросов обучения их детей с особыми потребностями.
- Просветительская работа в виде тренинговых занятий с родителями.
- Практическая групповая работа с детьми на базе инклюзивного ресурсного центра (благодаря наполнению инклюзивного ресурсного центра дидактическими материалами и оснащения техникой).
- Проведение совместных мероприятий с семьями по организации досуга.
- Открытие новых перспектив для своих детей с внедрением инклюзивного обучения.
Приоритетным направлением работы инклюзивного ресурсного центра стала всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей с особыми потребностями, в том числе инвалидов.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)