Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в России
Согласно Конвенции Организации Объединенных Наций, государства-участники обязаны обеспечить полную реализацию прав человека и основных свобод всеми людьми с инвалидностью наравне с другими без какой-либо дискриминации по признаку инвалидности.
Ратификация Россией Конвенции Организации Объединенных Наций определяет рамки для политики в отношении детей и взрослых с инвалидностью, что означает следующее:
- Все дети в России, в том числе дети с инвалидностью, могут учиться в общеобразовательных учебных заведениях.
- Для обеспечения качественного обучения детей с инвалидностью педагоги должны уметь осуществлять индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса в соответствии с учебными стилями, возможностями и дополнительными потребностями ребенка в образовательном процессе.
- Для индивидуализации образовательного процесса педагогам нужна помощь ассистентов педагогов и других специалистов.
- Развитие инклюзии в обществе предусматривает обеспечение доступа ко всем видам поддержки и услуг.
Термин «дети с инвалидностью», который, согласно конвенции, описывает детей с инвалидностью как детей, имеющих длительные нарушения развития, ограничивающие их способность к полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими при взаимодействии с физическими, социальными, экономическими и культурными барьерами.
В образовательном контексте используется термин «дети с особыми образовательными потребностями», который также предусмотрен в российском законодательстве.
Поэтому в руководстве используются два термина, которые охватывают детей с особыми образовательными потребностями, в том числе и детей с инвалидностью.
Обеспечение качественного образования для детей с особыми образовательными потребностями на базе общеобразовательных учебных заведений предусматривает предоставление дополнительной поддержки, цель которой - создание условий для получения всех возможных преимуществ от обучения совместно со своими одногодками по месту жительства.
Определяющим в этом является понятие «дополнительная поддержка» (дополнительные услуги), которую некоторые исследователи определяют, как специальное образование. На основе результатов исследований Организации экономического сотрудничества и развития, считается, что «... дети с особыми образовательными потребностями определяются на основании необходимости предоставления дополнительной поддержки в процессе их обучения, которая обеспечивается из государственных или частных источников». В этом определении подчеркиваются как значение дополнительной поддержки, так и возможность или необходимость ее обеспечения из различных источников.
Дополнительную поддержку или дополнительные ресурсы следует понимать, как дополнительные к тем, которые обычно предоставляются общеобразовательным учебным заведением всем ученикам, которые в нем учатся.
Среди дополнительной поддержки (дополнительных ресурсов) различают следующие основные виды: человеческие, материальные и финансовые ресурсы.
- Человеческие ресурсы: соотношение количества детей с количеством педагогов, которые работают с ними; наличие дополнительных педагогов, ассистента учителя и других специалистов; наличие учебных программ для педагогов и другого персонала, направленных на их подготовку к работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
- Материальные ресурсы: вспомогательные средства обучения, например, слуховые аппараты, модификация и адаптация в учебной среде, специальные учебные материалы.
- Финансовые ресурсы: наличие соответствующей формулы финансирования, которая обеспечивает возможность дополнительного финансирования детей с особыми образовательными потребностями или учебных заведений, в которых они учатся; система финансирования, предусматривает планирование отдельных средств на обучение детей с особыми образовательными потребностями в рамках общего бюджета, а также стоимость персонала и материальных ресурсов.
Очевидно, что источники дополнительных ресурсов могут находиться за пределами учебного заведения, где учатся дети, которые в них нуждаются.
В такой ситуации важно не только знать эти источники, но и уметь эффективно использовать существующие услуги или ресурсы, то есть уметь их интегрировать.
В большинстве толковых словарях термин «интеграция» дословно означает пополнение, восстановление. Другие его значения: объединение в целое каких-либо отдельных частей; наличие упорядоченных отношений между индивидами, группами, организациями и тому подобное. Интегрировать услуги означает гармонизировать и объединить их. Услуги могут быть интегрированы на разных уровнях - на уровне департаментов образования и науки, а также на уровне учебных заведений. Интеграция услуг обеспечивает их эффективное использование и предотвращает дублирование усилий.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)