Проблематика методического обеспечения будущих психологов в связи с требованиями современных реалий
Построение национальной системы образования в России предусматривает новый подход к профессиональной подготовке будущих кадров, что означает необходимость вести поиск эффективных форм и методов обучения, усовершенствование программ, учебных планов, разработку новых учебных методик, учебных пособий.
Анализ последних исследований и публикаций показал, что на сегодняшний день процесс обучения, то есть его интенсивность, достигнул той критической точки, при которой возникает необходимость усовершенствования учебно-воспитательного процесса, внедрения в учебный процесс новых технологий, которые способны развивать творческие способности, самостоятельность, неповторимость каждой личности и оптимизировать процесс усвоения полученных знаний.
В настоящее время достаточно много исследователей занимаются вопросом дистанционного образования и подготовки специалистов с помощью современных информационных технологий, но несмотря на это, еще существует много дисциплин не адаптированных под дистанционное обучение (особенно которые имеют практическое значение и действительно более ориентированы на самостоятельное овладение, что дало бы возможность каждому студенту выработать свой индивидуальный темп работы, лучше проработать те моменты, которые необходимы именно ему), например практикумы.
Все вышеизложенное побудило нас пересмотреть и модернизировать, в соответствии потребностям и ожиданиям современного студенчества, учебно-методический комплекс по дисциплине «Практикум по общей психологии». Качественный и количественный анализ ответов студентов показал, что:
- предложения по проведению пар имеют направленность на внедрение профессионального интернет-консультирования, приобретение психологического опыта через общение с соответствующими специалистами, проведение собственных занятий.
- лучшая форма обучения для современного студенчества - смешанная форма работы (самостоятельное выполнение практических заданий в электронном виде с чередованием со встречами для обсуждения полученных данных) и самостоятельное дистанционное обучение.
- пожелание, чтобы совершенствование дисциплины «Практикум по общей психологии» касалось внедрения современных методов работы психолога и возможности в спокойной обстановке проработать учебный материал, закрепить приобрести знания, навыки.
В общем можно подытожить, что ожидания студентов-психологов от практикума достаточно прогнозируемые, соотносятся с результатами других исследований и требуют дальнейшего изучения. Стоит отметить, что желание студентов относительно приобретать знания, навыки свидетельствуют об их мотивацию к выбранной специальности, заинтересованности.
Анализируя опыт исследователей, занимавшихся вопросом дистанционного образования и подготовки специалистов благодаря современным информационным технологиям, можно с уверенностью сказать, что дистанционная система образования обеспечивает овладение студентами теми же навыками и умениями, которые присущи студентам дневной формы обучения, но надо тщательно изучать как преимущества так и недостатки различных форм обучения и умело использовать приоритетные направления в зависимости от потребностей и ожиданий студентов.
В наше время необходимо развивать дистанционное образование; вводить информационные технологии, полное снабжение ими учебных заведений, совершенствование программ, учебных планов, разработку новых учебных методик, учебных пособий. Опрос студентов, подтверждает эту необходимость.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)