Социально-педагогические принципы инклюзивного обучения
Инклюзивное обучение обусловливает сочетание в учебно-воспитательном процессе фундаментального, прикладного и субъективного знания об особенностях социально-педагогических, психологических, социальных влияний на развитие личности и социальной учебно-воспитательной среды. Цель социально-педагогических воздействий - интегрировать возможности социума в содействии положительной социализации личности на основе принципов обучения на опыте, ответственности, взаимопомощи, совместимости.
Принцип обучения на опыте обусловливает сочетание в учебно-воспитательном процессе содержания обучения с формами, методами и технологиями обучения. Социально-педагогическое влияние осуществляется благодаря активному участию студентов в решении социально-значимых проблем, решении профессиональных задач, межличностных отношений и взаимоотношений. Формирование профессиональных умений и навыков наиболее эффективно происходит на семинарских и практических занятиях с использованием активных методов и технологий обучения.
Профессиональная подготовка специалистов социальной сферы невозможна без реализации принципа ответственности. Содержание профессиональной подготовки формирует социально-педагогические условия для сознательного выбора социально-значимого поведения на пути к позитивной социализации, формирует понимание влияния знаний на поведение, свою рефлексию, процессы интериоризации.
Принцип взаимопомощи отражает эффективность влияния содержания обучения на систему взаимоотношений в студенческом микросоциуме в процессе профессиональной подготовки специалистов социальной сферы. Основным психологическим приемом является эмпатия, соучастие, сопереживания личности, находящейся в сложных жизненных обстоятельствах. Социально-педагогическое влияние реализуется в системе содержания обучения, которая отражает особенности социальной и психологической помощи, через положительный пример, объяснение, присоединение к духовной сфере.
Социально-педагогическое влияние реализуется на всех этапах обучения в духовном и воспитательном воздействиях на сознание личности содержания обучения, всего учебно-воспитательного процесса, социальной среды.
Социально-педагогическое влияние осуществляется посредством системы воспитательных стимулов, с мобилизацией ресурсов среды субъектов и объектов образовательной среды, таких как ориентация в системе социальных взаимоотношений, формирование государственного мышления в процессе профессиональной подготовки, эмоциональная и духовная поддержка личности в различных жизненных обстоятельствах, сопровождение учебно-методического обеспечения и процесса обучения студентов с особыми потребностями в обучении, защита студентов с инвалидностью.
Эффективность позитивной социализации студентов, будущих специалистов социальной сферы, представляет собой взаимообусловленный процесс, который реализуется в принципе совместимости. Четко определена воспитательная цель профессиональной подготовки современного молодого человека к профессиям типа «человек-человек», единство взглядов, ценностных ориентаций, духовное образовательно-воспитательное пространство формирует целостную личность, хорошо сбалансированную социальную среду.
Итак, для преодоления проблем в интегрированной образовательной среде, определяющим является сочетание системы профессиональной подготовки специалиста с системой формирования и развития его личности.
Решающую роль в этом процессе играет духовно обогащенная образовательная, социально-педагогическая среда.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)