Построение толерантных взаимоотношений в студенческом коллективе
Исследуя функции толерантности в системе образования следует заметить, что, во-первых, она является условием эффективности и успешности процесса обучения, где субъектная связь учителя и ученика будет определяющей; во-вторых, толерантность рассматривают как составляющую целевого комплекса процесса формирования личности.
По результатам констатирующего этапа эксперимента, целью которого было выявить состояние сформированности толерантности у студентов вузов в условиях интегрированной учебной среды, выяснилось, что студенческая молодежь в толерантном аспекте имеет достаточные знания о толерантности. Но стремление к сотрудничеству определяется ситуативно без особого желания, отношения к другому строятся в виде услуги, достойно и активно вести себя в обществе проявляется редко без особой заинтересованности, ситуативное реагирование на социальные проблемы, недостаточно развитые коммуникативные способности студентов, а стремление выявить отзывчивость, помощь или попечительство зависит от желания или ситуации.
Анализируя педагогические условия формирования толерантности у студентов, предложенные рядом ученых, можно отметить их разнообразие и разносторонность, но в основе взаимной деятельности отсутствует такой важный компонент, как интегрированная среда.
Построение толерантных взаимоотношений в студенческом коллективе возможно при соблюдении следующих правил:
- Установление отношений доверия на основе признания другого человека личностью.
- Безоценочное (некритическое) и безусловное (без «если ты ... - я тебя буду уважать») принятие другого человека.
- Искреннее выявление понимания и сочувствия.
- Конгруэнтность (соответствие мыслей - чувствам - словам - невербальным действиям - ситуации) и аутентичность (открытость, искренность) собственного поведения.
Обеспечение собеседникам свободы выражения собственных мыслей, чувств, участия в принятии решений и ответственности за их последствия.
Итак, для эффективного формирования толерантности в студенческом коллективе, целесообразно делать акцент на формирование доброжелательных взаимоотношений. Поскольку именно толерантность в образовательном учреждении может выступать основой для создания позитивного климата, оптимальным механизмом взаимодействия.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)