Успешное вступление в инклюзивное образование
Чтобы сделать инклюзивное образование успешным, важно учесть концептуальные, то есть важнейшие условия вступления в него. Образование детей с особыми потребностями должно основываться на принципах взвешенной педагогики, которая направлена на удовлетворение потребностей детей, полезна всему обществу и может обеспечить высокий уровень успеваемости и предотвратить бесцельные затраты ресурсов и крушения надежд, к чему слишком часто приводят низкий уровень обучения и шаблонность устоявшихся подходов в образовании.
Канадский ученый Т. Лорман сосредоточивает внимание над созданием образовательного климата в инклюзивном образовании: позитивное отношение к ученикам; политика и лидерство, направленные на оказание им поддержки; учебные процессы, основанные на практической деятельности; гибкая учебная программа и педагогика; привлечение общественности к воспитательному процессу; содержательная рефлексия; необходимые ресурсы. Канадский ученый Ш. Крокер освещает особенности подготовки педагогических кадров для инклюзивной школы. Так, подготовка кадров является залогом успеха, но воплотить эту задачу можно только в перспективе. Сегодня на пути от сегрегации к инклюзии надо обратить внимание на учителя, его подготовку и готовность к этому процессу.
В последнее время вопрос внедрения инклюзивного обучения все чаще обсуждается не только в научной среде, но и в конференц-залах городских и областных администраций. В ходе круглого стола «Внедрение инклюзивного образования: реалии и перспективы», обозначилась проблема - учителя общеобразовательных школ боятся браться за это дело из-за недостаточной профессиональной подготовки и отсутствия психологической готовности. Только дефектологи демонстрировали свою готовность во всех отношениях. Возникает логичный вопрос: а проводился ли социологический опрос хотя бы образовательной среды, готова ли она поддержать инклюзию? Кстати, не пропагандируется и политика поддержки государства.
На сегодняшний день требуется в первую очередь поднять на должный уровень последипломное образование учителей: организовать курсовую переподготовку, усилить обучение в системе методических объединений школ (обсуждение особенностей методик проведения занятий, организация обмена передовым опытом и т.д.), улучшить самостоятельную подготовку. Курсы переподготовки необходимо провести для всех категорий педагогических работников: инспекторов, методистов, директоров и их заместителей, учителей начальных классов, учителей-предметников, которые будут организовывать и осуществлять процесс внедрения инклюзивного обучения.
Курсовое обучение педагогов должно носить целевой характер и включать в обязательном порядке основы таких предметов: коррекционной педагогики, инклюзивного образования, психологии детей с психофизическими недостатками, генетики, медицинских знаний, клиники детских заболеваний, анатомии, физиологии, патологии детей и подростков, безопасности жизни детей, методик преподавания дисциплин, методики воспитательной работы с детьми и тому подобное.
Кроме этого, необходима четко продуманная система дифференцированной стимуляции педагогических работников, которые будут работать в инклюзивных классах. Она может быть в виде ежемесячной денежной надбавки от 25 до 40% (в зависимости от количества детей) должностного оклада. Опыт показывает, что персональная мотивация труда работников создает гораздо больше возможностей внедрения новых идей в практику.
Итак, только качественно подготовленный и мотивированный учитель сможет проложить дорожку к инклюзивному классу, затем –к инклюзивной школе, а впоследствии –к инклюзивному обществу.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)