Законодательство России по образованию людей с инвалидностью: соответствие международным нормам
Присоединившись к основным международным договорам в области прав человека, в частности Всеобщей декларации Организации Объединенных Наций о правах человека, Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка, Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов Россия взяла на себя обязательства по соблюдению общечеловеческих прав, обеспечению открытости и доступности общества для людей с инвалидностью, запрету любых грубых проявлений дискриминации.
- Право людей с инвалидностью на образование.
Во Всеобщей декларации Организации Объединенных Наций о правах человека указано, что «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, хотя бы начальное и общее». Право людей на образование независимо от состояния его здоровья провозглашалось также во Всемирной декларации «Образование для всех», стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов, подтверждалось Саламанской декларацией, является одним из основных по положениям Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов.
Этим нормам соответствуют положения ряда законодательных актов России, в частности, Законов России «Об образовании», «О высшем образовании», «Об основах социальной защищенности инвалидов». Так, в Законе России «Об образовании» указано, что граждане России имеют право на бесплатное образование во всех государственных учебных заведениях независимо от пола, расы, национальности, социального и имущественного статуса, состояния здоровья, места жительства и других обстоятельств.
- О доступности образования говорится в статье Всеобщей Декларции Организации Объединенных Наций о правах человека: «Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основании способностей каждого».
Этим требованиям соответствует положения следующих законодательных актов России. Так, в Законе России «О высшем образовании» указано, что «... Реализация государственной политики в области высшего образования обеспечивается путем создания и обеспечения равных условий доступности к высшему образованию». В Концепции Государственной программы развития образования указано, что «Европейский уровень качества доступности образования является национальным приоритетом и предпосылкой национальной безопасности страны». В то же время, бюджетное финансирование предусмотрено законом «для создания надлежащих условий обучения только для государственных учебных заведений». На практике это означает, что человек с инвалидностью не может рассчитывать на финансовую поддержку государства, учась в учебных заведениях негосударственной формы собственности. В этом случае единственным выходом для получения финансовой помощи на обучение человека с инвалидностью является обращение в Фонд социальной защиты инвалидов при условии предоставления необходимого пакета документов.
- Развитие инклюзивного образования.
В Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов предъявляется требование широкого включения человека с инвалидностью в образование и во все сферы жизни общества. В Саламанской декларации содержится призыв к правительствам всех стран принять на законодательном уровне принцип инклюзивного образования и принимать на обучение в общеобразовательные школы всех детей, если нет причин, которые это делают невозможным. В Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов указано, что инклюзивное образование должно быть обеспечено всеми государствами-участниками.
Эти требования только начали вводиться в последние законодательные акты России.
Трудоустройство людей с ограниченными возможностями
Сегодня в России достаточно остро стоит проблема трудоустройства людей с физическими недостатками. Отсутствие у инвалида профессиональной подготовки, или неадекватность его уровня потребностям рынка труда, уменьшает его шансы на трудоустройство и как следствие - на активную жизнедеятельность.
Особого внимания проблема занятости людей с физическими ограничениями приобретает в связи с постоянным ростом их численности и низким уровнем трудоустройства.
Основными причинами, которые сдерживают занятость людей с особыми потребностями в России, являются:
- сравнительно низкий уровень образования и их профессиональной подготовки;
- недостаточный уровень поддержки тех, кто впервые выходит на рынок труда (выпускники учебных заведений);
- недостаточное количество рабочих мест, на которых может быть задействован труд людей с функциональными ограничениями.
Основной предпосылкой успешного решения данных проблем является государственная политика в отношении инвалидов. В связи с этим, важным заданием является обеспечение социальной защищенности инвалидов, их физическая реабилитация, создание необходимых условий для индивидуального развития личности, реализации интеллектуального и творческого потенциала.
В течение последних лет был разработан ряд документов, согласно с которыми государственные структуры, общественные объединения, привлекая частные инициативы, призваны осуществлять меры, направленные не только на охрану здоровья и профилактику инвалидности, но и на создание условий для реабилитации инвалидов, удовлетворения их интересов, интеграции в общество и профессиональной деятельности.
Одним из приоритетных направлений государственной политики по социальной защите инвалидов является их реабилитация. Опираясь на «План действий Совета Европы по проблемам инвалидов: Национальное внедрение - от политики к практике» в России вступило в силу Постановление «Об утверждении Государственной программы развития системы реабилитации и трудовой занятости лиц с нарушенными физическими возможностями, психическими заболеваниями и умственной отсталостью», в котором отмечается состояние проблемы инвалидности в России и пути решения многих проблем по реабилитации, материальной помощи, обучению и трудоустройству инвалидов. Реабилитационный процесс осуществляется уже достаточно разветвленной сетью реабилитационных учреждений.
Принимая во внимание большое количество проблем, касающихся трудоустройства людей с инвалидностью, отметим, что, прежде всего, нужно восстановить в максимальной степени их физические и умственные способности и дать возможность внести свой посильный вклад в социальную, профессиональную и экономическую жизнь. Каждому инвалиду для обеспечения наилучшего использования ресурсов рабочей силы необходимо развивать трудовые способности путем целесообразного сочетания медицинской, физической, психологической реабилитации, а также профессиональной ориентации и обучения.
Юридические клиники. Преимущества и проблемы современности
Инновационное юридическое образование направлено на формирование у выпускников не абстрактных определенных знаний и умений, оторванных от повседневной жизни, но и особых компетенций, сфокусированных на способности применения знаний и умений на практике, в реальном деле.
На сегодняшний день цель, которую ставят перед собой юридические клиники поддерживают все больше граждан, ведь эта цель - предоставление бесплатной юридической помощи в виде устных и письменных ответов на юридические вопросы. Такую помощь в основном предоставляют студенты, работающие в юридических клиниках, и могут общаться непосредственно с клиентами, то есть могут получить первый опыт в работе юриста.
В юридических клиниках работают студенты старших курсов. Клиенты могут обращаться в юридическую клинику самостоятельно, или отправить свой вопрос на почтовый ящик. Конечно «живой» разговор и консультация на месте непосредственно более действенна, чем, письменное обращение, ведь клиент может поговорить со студентом-консультантом с глазу на глаз и получить полную и развернутую информацию по вопросу, необходимые документы по делу, что не всегда возможно при письменном обращении или решению вопроса по телефону. Большую пользу от работы в юридической клинике имеют и студенты, ведь они могут применить полученные знания на практике.
Деятельность юридических клиник является бесплатной. Именно этот аспект более всего привлекает клиентов, особенно пожилых людей и лиц с особыми потребностями, так как при низком жизненном уровне, заработной платы и пенсии, не каждый гражданин может себе позволить услуги профессионального юриста. Конечно, студенты не готовы к самостоятельной профессиональной деятельности, как дипломированные юристы, не имеют опыта работы, но под наблюдением преподавателя-юриста в определенной области юриспруденции они обрабатывают предоставленную им информацию, исследуют ее, находят пути решения проблем и на конечном этапе предоставляют полную и развернутую информацию клиенту.
Около 70% обращений граждан в юридические клиники касаются разъяснения норм действующего законодательства и предоставления консультаций по конкретным жизненным ситуациям. Безусловно, важнейшим является то, что такая помощь предоставляется бесплатно, и любое лицо может решить, остановиться ему на этом уровне качества юридических услуг или обратиться к более квалифицированным юристам, адвокатам и тому подобное. Однако следует отметить, что в большинстве случаев, на качество предоставляемых консультаций студентами, граждане не жалуются. Итак, сегодня юридические клиники имеют высокий уровень доверия со стороны малообеспеченных слоев населения и лиц с ограниченными физическими возможностями.
Владение этими методами и формами работы в юридической клинике могут пригодиться не только во время учебных занятий, но и непосредственно в профессиональной деятельности, так как обучение мастерству никогда не может быть завершенным. Более того, именно с момента окончания высшего учебного заведения начинается самый долгий период обучения, а именно - повышение профессиональной компетенции в ходе практической деятельности. И от того, как сработает этот алгоритм в учебном процессе сегодня, и будет зависеть рост компетентности юриста завтра.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)