Положительное отношение педагогического коллектива
Для успешного привлечения детей с недостатками развития необходимо положительное отношение к этому процессу педагогического коллектива, эффективное взаимодействие учителей с другими специалистами и соответствующими организациями, а также их готовность сотрудничать с детьми. В частности, учителям рекомендуют придерживаться следующих принципов:
- Откровенно обсуждать различия детей.
- Делать упор именно на процессе обучения, выбирать реалистичные цели.
- Планировать занятия так, чтобы была возможность проводить оценку и индивидуализированное обучение каждого ученика.
- Давать детям возможность действовать самостоятельно.
- Поощрять коллективные виды деятельности, чтобы способствовать социальному развитию всех детей.
- Привлекать родителей к занятиям в классе.
Не существует четко установленной методики привлечения детей с особыми социальными и эмоциональными потребностями в обычные классы. В этом деле учителя должны опираться на свои знания и опыт, а также использовать современные эффективные педагогические подходы, в частности:
- собирать максимум сведений о детях;
- создавать возможности для практического обучения;
- учитывать сильные стороны и потребности каждого;
- наблюдать, оценивать и планировать обучение ребенка;
- работать совместно с другими членами коллектива и тому подобное.
Необходимо учить детей выражать собственные эмоции в приемлемый способ:
- Демонстрировать способы выражения эмоций с помощью слов.
- Разработать настольную игру на основе рисунков с изображениями различных видов эмоций. Когда во время игры выпадает тот или иной рисунок, ребенок должен определить вид эмоций, сказать, что их может вызвать, или рассказать, что вызывает у него такие чувства.
- Общаясь с детьми, использовать кукол. Малыши часто охотнее рассказывают о своих чувствах игрушкам.
- Демонстрировать приемлемые способы выражения эмоций с помощью кукол.
- Сделать из бумаги «эмоциональных кукол». Когда малыши не способны выражать эмоции словами, они могут подобрать куклу с лицом, выражение которой соответствует их чувствам.
- Прикрепить к своей одежде карточки с названиями эмоций и рассказывать детям о своих чувствах. Если ученик не способен выразить эмоции, он может взять необходимую карточку и повесить ее на шею. Это дает учителю возможность понять, необходимо ли его вмешательство.
- Изготовить с детьми индивидуальные книги или классный альбом, посвященный теме эмоций.
Следует организовывать игры, соответствующие возрасту детей:
- Предлагать игры и занятия, соответствующие уровню развития малышей. Маленькие дети обычно играют в одиночестве или параллельно с другими без взаимодействия с ними. Повзрослев, они начинают участвовать в коллективных играх с распределением ролей.
- Предлагать детям манипулятивные игрушки и виды деятельности, соответствующие уровню развития и способностям малышей, а также регулярно менять их.
Необходимо
- Игры и занятия должны соответствовать уровню развития детей. Маленькие дети могут еще не уметь общаться с помощью языка, а старшие должны выражать свои желания и чувства словами.
- Надо иметь достаточное количество «реквизита» для игр маленьких детей (например, по одной кукле или по одной каске пожарного для каждого). Старшие же должны уметь сотрудничать и делиться игровыми материалами.
- Если дети не хотят делиться игрушками, напомнить им подробно весь процесс игры и разделения игрушками.
- Поощряйте детей работать вместе (например, читать вдвоем, а не по очереди), учите их при необходимости менять правила игры.
- поощрения социального поведения:
- Организовать групповые игры, требующие сотрудничества партнеров.
- На занятиях использовать книги, рисунки и манипулятивные игрушки с изображениями людей разной внешности.
- Обсудить с детьми, как люди празднуют торжественные события, например, дни рождения. Расспросить детей, как дни рождения проходят в их семьях. Предложить также рассказать, как они укладываются спать. Такие обсуждения помогают малышам понять, что в каждой семье - своя культура и привычки.
Специфические приемы работы с детьми:
- Непосредственное физическое управление (вы можете управлять ребенком, например, держа его за руку или удерживая его тело в равновесии).
- Чередование занятий (более и менее интересные для детей упражнения должны чередоваться).
- При привлечении детей к различным играм и другим видам деятельности необходимо учитывать не только знания и умения учащихся, но и определять необходимый уровень своего вмешательства. Роль учителей в этом процессе - ключевая. Надо планировать уроки для класса в целом, а затем индивидуализировать их таким образом, чтобы максимально оптимизировать потенциал каждого ребенка.
- еще несколько специфических педагогических приемов, которые могут использовать учителя:
- Разработка эквивалентных упражнений. Чтобы дети не скучали от повторения тех же занятий, учителя должны постоянно видоизменять задачи и материалы. Эквивалентные задачи имеют одинаковый уровень сложности и одинаковое направление.
- Распространение. При таком методе взрослые перефразируют, развивают и продолжают детские высказывания.
- и систематизируя материалы, следует соблюдать следующие принципы:
- Ограничивать количество материалов. Предлагать детям только те игрушки и материалы, которые необходимы для выполнения задания.
- Готовить необходимые материалы до начала занятия, чтобы детям не приходилось ждать (иначе они могут потерять интерес к делу).
- Проверить, могут ли малыши получить все материалы и игрушки.
- Хранить игрушки и материалы в контейнерах, чтобы не отвлекать внимания детей.
- Использовать различные виды визуальных подсказок (например, карты и списки с рисунками), чтобы помочь детям понять систему размещения и систематизации материалов в классе.
- умения решать проблемы
- освоения умения решать проблемы нужен определенный уровень интеллектуального развития. Это достаточно индивидуальный процесс, и каждому ребенку присущи свои подходы к этому делу. Учителя могут эффективно помогать малышам осваивать искусство решать проблемы в классе, однако для этого необходимы определенные условия:
- Отсутствие страха неудачи. Это одно из важнейших условий для успешного обучения. Оно предусматривает развитие у детей способности к риску.
- Возможности для установления причин и последствий за исследования и эксперименты. Следует внимательно слушать вопросы детей и следить за их поведением, чтобы определить уровень понимания малышами разных ситуаций. Необходимо создавать детям безопасные условия и предоставлять разнообразные игрушки и материалы для экспериментов.
- Поощрение и поддержка. Если дети опасаются наказания или учителя, не используют природного потенциала к обучению, когнитивное развитие детей нарушается. Во время работы с учащимися в классе следует применять различные намеки и подсказки, поощрять любознательность и эксперименты. Все это способствует развитию у малышей необходимых умений.
- решении проблем общепринятой является такая последовательность действий:
- Выяснение ситуации.
- Анализ факторов, касающихся дела (внимание детей концентрируется на соответствующих факторах).
- Поиск возможных решений (интенсивный творческий поиск, возможности для развития дивергентного мышления).
- Выбор оптимальных решений (обсуждение оптимальных вариантов, которые способствуют развитию речевых и когнитивных навыков).
- Оценка результатов (выяснение, достигнуты ли цели, а если результат неудовлетворительный, возвращение к поиску решений).
- умения решать проблемы во многом зависят гибкость и независимость людей. Следует иметь в виду, что определенные виды поведения взрослых негативно отражаются на умении детей решать проблемы.
- -медико-педагогическая консультация - ячейка решения образовательных проблем ребенка
- направлением работы психолого-медико-педагогической консультации является консультирование родителей по вопросам коррекционно-реабилитационной помощи детям с нарушением психофизического развития и консультативно-педагогической поддержки семей. Большинство родителей отказываются отдавать ребенка, который требует коррекционного обучения, в специальное дошкольное учреждение компенсирующего типа или спецшколу-интернат, которые, как правило, удалены от места жительства. Однако дошкольные учреждения общего развития и общеобразовательные школы пока не могут по-настоящему обеспечить интегрирование ребенка с особыми образовательными потребностями и его профессиональное коррекционное обучение и воспитание.
- таких условиях возрастает роль психолого-медико-педагогической консультации в обеспечении консультативной помощи как педагогам, воспитателям, так и родителям.
- консультации родители знакомятся с:
- нормативными документами, которые гарантируют материальную помощь и социальную защиту семьи и ребенка;
- различными типами учреждений системы образования, здравоохранения и социальной защиты.
- может быть одноразовым в случаях, когда ребенок соответствующего возраста и с нарушениями, не является препятствием для направления его в специальное дошкольное учреждение, группу или специальную школу-интернат и родители на это дают согласие. Многократное консультирование - когда родители стремятся получить специальные знания для коррекционной работы с ребенком в семье.
Кроме полученных знаний по вопросам ранней коррекции нарушений развития ребенка, родители учатся рассуждать, делают неожиданные открытия, лишаются субъективизма, учатся любить ребенка таким, какой он есть.
Модель ранней коррекции детей с недостатками в развитии строится как многоуровневая система психических образований, обеспечивающих безболезненное вхождение ребенка в мир предметов и человеческих отношений через включение его в доступную деятельность. Базовым положением при этом является учение об особой пластичности и гибкости центральной нервной системы в раннем возрасте, о значении сензитивных периодов в развитии различных психических процессов, их стадиальный, многоуровневый характер.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)