Отклонения в психофизическом развитии детей в общеобразовательном учебном заведении
Бесспорно, каждая нозология требует отдельного подхода, однако сначала можно выделить общие.
Общие рекомендации
Учитель должен овладеть необходимыми знаниями и навыками:
- ознакомиться с анамнезом, то есть иметь представление об основных видах нарушений психофизического развития ребенка;
- изучить состояние внимания, утомляемости, темп работы каждого ребенка;
- учитывать состояние слуха, зрения, особенности моторики и общего физического развития ученика;
- быть хорошо знакомым с приборами, которые используют его ученики с нарушениями зрения и слуха, проверять пригодность слуховых аппаратов, следить за чистотой очков;
- научиться определять, оценивать и создавать учебную среду для детей с различными потребностями;
- понять важность целенаправленного привлечения к работе с детьми членов семьи, установления с ними партнерских отношений;
- изучать основные принципы и стратегии коллективной командной работы;
- научиться наблюдать за детьми и оценивать их развитие во время занятий;
- заканчивать занятия, когда дети устали или невнимательные;
- научиться адаптировать учебные планы, методики, материалы и среду к специфическим потребностям детей;
- создавать оптимальные условия для общения, способствовать налаживанию дружеских отношений между детьми и формированию коллектива;
- формировать у детей опыт отношений в социуме, навыки адаптации в социальную среду.
Дети с нарушением интеллекта (легкая умственная отсталость)
- Подготовить детей класса к тому, что рядом с ними будет учиться ученик с особыми образовательными потребностями.
- Создать в классе демократическую среду, налаживать между учениками дружеские отношения, чтобы умственно отсталые дети почувствовали себя членами коллектива.
- Приучать здоровых детей помогать заниматься умственно отсталыми сверстниками.
- Не допускать пренебрежительного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.
- Умственно отсталые дети имеют слабую, кратковременную память, поэтому материал надо подавать небольшими «порциями» и обращать внимание на многократное повторение изученного материала. С этой целью разнообразить приемы и виды работ на закрепление изученного материала, применять дидактические игры. И только после усвоения этого материала давать более сложный новый материал.
- У умственно отсталых детей возбуждено активное внимание. Надо применять наглядный материал для его активизации; чередовать виды деятельности (более сложные задачи чередовать с более легкими).
- У этой группы детей преобладает конкретно-наглядное мышление. На него надо опираться в преподавании учебного материала. Для этого применять понятную яркую наглядность (предметные картинки, счетный материал, рисунок-схему к задаче и т.д.).
- Дети с легкой умственной отсталостью имеют сниженный темп работы и работоспособность. Итак, для них необходимо уменьшить объем задач и их количество, а сложность должна быть доступной. Для этого детям можно давать индивидуальные карточки с заданиями соответствующей сложности и перфокарты, в которые надо только вставить соответствующую орфограмму или числовой ответ (и совсем нет нужды переписывать эту задачу в тетрадь, если ребенок имеет слабые или недостаточные навыки письма).
- Ученики этой категории, как правило, не имеют достаточных навыков самостоятельной работы; нужен постоянный контроль выполнения ими задачи (чтобы они не отвлекались и не теряли направления деятельности).
- Дети с ограниченными умственными возможностями нуждаются в неоднократном повторении учителем инструкции по выполнению того или иного задания. Поэтому учитель должен убедиться, как и насколько точно ученик понял, что от него требуют, и только после этого позволять выполнить задание. В случае необходимости нужно предоставить ученику дополнительные разъяснения по выполнению задания.
Выработка социально-коммуникативных навыков у школьников с аутизмом
Во время наблюдения за ребенком с аутизмом может показаться, что у него вообще отсутствует потребность в коммуникации. Именно поэтому формирование социально-коммуникативных навыков является одной из важнейших задач в обучении и воспитании детей с аутизмом.
- Подход к таким детям должен быть сугубо индивидуальным, поэтому формальный перенос чужого опыта недопустим, его нужно использовать с осторожностью и творчески.
- Воспринимайте положительно любую попытку коммуникации со стороны ребенка, даже неадекватную. Не давайте неожиданных задач.
- Не подгоняйте ребенка, когда он отвечает. Дайте возможность сосредоточиться и ответить.
- Во время фронтальной работы обращайтесь в классе к аутичному ребенку по имени, если нужно, коснитесь его. Только тогда ученик будет выполнять фронтальное задачи.
- Когда ребенок спрашивает, будьте уверены, что отвечаете, прежде всего, на его намерения, а не на слова. Когда слова ребенка не имеют никакого смысла, подумайте, что он имел в виду.
Во время детской ссоры учитель должен вербализировать мысли другого ребенка, поскольку аутисты не могут поставить себя на место другого и распознать его мысли, намерения, чувства.
Особенности организации учебно-воспитательного процесса в инклюзивных классах, где учится ребенок с проблемами слуха
У глухих детей нарушено произношение (монотонность, отсутствие логического ударения, интонации, замена одного звука на другой). Больше всего это заметно во время декламации поэтического произведения. Поэтому педагогу на каждом уроке нужно работать над силой голоса, темпом, ритмом, ударением, интонацией, плавностью речи, четкостью произношения каждого звука глухих детей. Педагог должен знать, каким образом исправляется языковой недостаток, убирается призвук, озвучивается произношение.
Начать следует с выработки правильного речевого дыхания.
Конечно, педагог не сможет на каждом уроке уделить достаточно времени глухому ребенку для исправления его речевых недостатков. Поэтому необходимо организовать проведение коррекционно-развивающих занятий с сурдопедагогом 3-4 раза в неделю по 20-25 минут во внеурочное время с использованием звукоусиливающей аппаратуры и слухоречевым компьютерным тренажером.
С целью предотвращения негативных психоэмоциональных переживаний детей, которые могут привести к патологическим изменениям характера, уместно достижение ими позитивной свободы, которая возможна только при условии спонтанной активности. В решении этого вопроса наиболее эффективными являются активные социально-психологические методы. Заметим, что в программе базовой подготовки психологов и социальных педагогов не предусмотрено вооружение их навыками проведения занятий с использованием методов арттерапии, песочной терапии и других. Эти умения можно получить благодаря участию в научно-методических мероприятиях непрерывного педагогического образования.
Применение активных социально-психологических методов позволит решить целый ряд задач, предусмотренных социально-психологическим сопровождением инклюзивного образования.
Результатами социально-психологического сопровождения инклюзивного образования должны стать:
- сформированность соответствующих инклюзивных компетенций педагогических работников (умение использовать знания об особенностях психологического развития детей на практике, психологическая устойчивость, толерантность; система позитивных установок; отсутствие негативных стереотипов и предубеждений);
- сформированность у ребенка устойчивых социально-психологических характеристик, которые позволят не только успешно усвоить учебную программу, но и позволят достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в экстремальных обстоятельствах: положительная «Я-концепция», адекватная самооценка, общительность, низкий уровень тревожности, социальная решительность, умение вызывать у людей благосклонное отношение к себе;
- сформированность у родителей (семей) толерантного отношения к детям с особыми потребностями (чуткость, терпимость гуманность, великодушие, доброжелательность).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)