1.2.1 Специфика сопровождения.
Специфика сопровождения в учреждениях образования такова, что весь коллектив сотрудников участвует в создании условий для благоприятного развития ребёнка. Работая в идеологии «команды», каждый специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности.
1. Учитель-дефектолог:
- педагогическая и логопедическая диагностика и уточнения индивидуальных образовательных маршрутов;
- коррекция развития речи;
- обеспечение индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий с детьми в соответствии с выбранными программами.
2.Педагог-психолог:
- психологическая диагностика;
- психологическое консультирование;
- психотренинг;
- психокоррекция и психотерапия;
- разработка и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребёнком с учетом данных психодиагностики.
3.Социальный педагог:
- объективное изучения условий жизни и семейного воспитания ребенка;
- изучение социально-психологического климата и стиля воспитания в семье;
- обеспечение законодательно закрепленных льгот детям с нарушениями в развитии и их семьям;
- решение конфликтных социальных проблем в рамках компетенции.
4.Воспитатель:
- определение уровня развития различных видов деятельности ребёнка;
- определение особенностей коммуникативной культуры и активности;
- определение уровня сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего, по данным оценки изобразительной и трудовой деятельности);
- определение навыков самообслуживания согласно возрастному этапу;
- реализация рекомендаций учителя, психолога, врача (организация режима, развивающих и коррекционных игр и т. Д.)
5. Врач:
- организация медицинской диагностики и проведения ее отдельных элементов в соответствии с уровнем квалификации и специализации;
- организация и контроль антропометрии;
- уточнение схем медикаментозного, физи- и фитотерапевтического лечения, лечебной физкультуры и массажа с динамическим контролем;
- разработка медицинских рекомендаций других специалистов.
6.Старшая медицинская сестра:
- обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима;
- ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием детей;
- проведение физиотерапевтических процедур;
- контроль над питанием детей.
7.Физрук:
- реализация программ физического воспитания с учетом рекомендаций других специалистов.
8.Музикальний руководитель:
- реализация программ музыкального воспитания;
- реализация программ дополнительного образования с элементами музейной, музыкальной, танцевальной, креативной, театральной терапии с учетом рекомендаций педагога-психолога и обязательным представлением для психологического анализа продуктов детского творчества, как проективного материала.
9. Представитель администрации – руководитель службы сопровождения:
- перспективное планирование деятельности службы;
- координация деятельности и взаимодействия специалистов;
- контроль над организацией работы, анализ эффективности.
Представляется целесообразным определить в качестве приоритета следующие области деятельности:
- базовая и динамическая диагностика;
- организационно-методическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса;
- организация взаимодействия с родителями и их обучение.
Этапы индивидуального сопровождения ребёнка:
1 этап по сопровождению ребенка является: сбор информации о ребенке.
2 этап – анализ полученной информации.
3 этап – совместная разработка рекомендаций для ребёнка, педагога, родителей, специалистов, составление плана комплексной помощи для каждого «проблемного» питомца.
4 этап – консультирование всех участников сопровождения о способах решения проблем ребёнка.
5 этап – решение проблем. Выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.
6 этап – анализ выполненных рекомендаций всеми участниками.
7 этап – последующий анализ развития ребёнка.
Данная модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР включает в себя два раздела:
- ЦКРОиР – Организатор и координатор процесса психолого-педагогического сопровождения в системе специального образования;
- учреждение образования – команда специалистов, осуществляющих комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ОПФР.
Матрица комплексного сопровождения ребенка с ОПФР в учреждении включает в себя: организационно-методическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса; базовую и динамическую диагностику психолого-педагогического сопровождения; организацию взаимодействия с родителями.
Выделяется три уровня психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОПФР:
- уровень ЦКРОиР. На данном уровне работы специалистами ЦКРОиР проводится диагностика детей с ОПФР, выстраивается его образовательный маршрут, оказывается помощь в организации процесса психолого-педагогического сопровождения в учебном заведении. Их педагогическая деятельность базируется на научно-методических аспектах по проблеме социальной адаптации лиц с особенностями психофизического развития;
- уровень учреждения. Работа ведется педагогом-психологом, учителем-дефектологом, социальным педагогом, администрацией, выявляют проблемы в развитии и оказывают помощь в преодолении трудностей в обучении, с учителями, родителями, сверстниками. На данном уровне реализуются профилактические программы, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с учителями, родителями. Действует школьный консилиум;
- уровень класса. Ведущую роль играют учитель-дефектолог интегрированного класса, основной учитель в начальном звене (классный руководитель в среднем звене), учителя-предметники (физрук, музыкальный руководитель и т.д.), обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку в решении задач социализации, обучения и воспитания. Основная цель их деятельности – предотвращение дезадаптации ребёнка, развитие самостоятельности в решении проблемных ситуации и т.д.
Основными субъектами учреждения образования для социальной адаптации детей с ОПФР является коррекционно-развивающие и учебно-образовательные учреждения, а также родители, сами дети-инвалиды и ближайшее окружение. Взаимодействия между всеми этими субъектами носит сопроводительный комплексный характер и является индивидуальным для каждого ребенка с ОПФР.
Использование «командного подхода», который предполагает профессиональный, системный подход к социальной работе с семьей в целом, что очень эффективно.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)