Факторы труда, важные при подборе работы лицами с инвалидностью
При подборе работы для работника с инвалидностью целесообразно кратко, в форме диалогического интервью, рассмотреть вместе с претендентом основные факторы труда, которые могут быть важными для его трудовой деятельности. Эти факторы могут варьироваться. Потому что, например, для офисной работы нет смысла выяснять максимальную физическую нагрузку.
Подробный (однако не исчерпывающий) перечень этих факторов:
- Санитарно-гигиенические факторы
- работа на открытом воздухе, в помещении, в условиях бытового микроклимата;
- воздух: температура, влажность, скорость движения, кондиционирование;
- вредные условия труда: наличие аллергенов, промышленной пыли, токсичных веществ, веществ раздражающего действия, ионизирующей радиации, источников инфракрасного излучения, электромагнитного поля, вибрации;
- освещение, шум.
- Приемлемая степень нервно-психологического напряжения:
- сложность действий, дефицит времени, ответственность и эмоциональные нагрузки, принятие решений в условиях ограниченного времени и тому подобное;
- выполнение простых или сложных действий по индивидуально составленному плану.
- Приемлемая физическая нагрузка:
- предельный разовый вес поднимаемого груза;
- физическая нагрузка в течение рабочей смены;
- количество движений в час.
- Интеллектуальные нагрузки.
- Время работы и отдыха:
- продолжительность рабочего дня, работа в ночные смены, в несколько смен;
- требования к нормированию рабочего дня, времени работы;
- заданная ритмичность трудового процесса (в частности, работа на конвейере);
- перерыв на питание, лечебные процедуры, прием лекарств и тому подобное;
- деловые поездки в течение рабочего дня, командировки.
- Специфические и опасные условия труда:
- работа на высоте;
- обслуживание движущихся механизмов;
- работа среди потенциальных источников повышенного травматизма.
- Рабочая поза:
- свободное, вынужденное, постоянное, удобное положение корпуса и конечностей;
- работа, связанная с длительной ходьбой;
- допустимый наклон корпуса: угол, частота;
- резкие повороты, наклоны головы.
- Психофизиологические факторы:
- точность координации движений;
- внимание: длительное сосредоточение, быстрое переключение;
- напряжение зрения, слуха, зрительные, слуховые нагрузки;
- продолжительность речевой и дыхательной нагрузки.
- Форма организации труда:
- индивидуальная, работа в коллективе (без ограничений или с благоприятным психологическим климатом), надомная работа;
- Транспортная доступность:
- транспортная доступность места работы: удобство, продолжительность поездок на работу и с работы.
Определенные профессии имеют схожие условия труда независимо от места работы. Например, нотариус всегда работает в офисе, а станочник - в условиях промышленного цеха (однако и здесь на разных предприятиях могут быть определенные различия по условиям труда - перепадам температуры, запыленности, работы с вредными материалами и т.д.). Но представители многих одинаковых профессий могут иметь рабочее место в совершенно разных условиях, причем в некоторых случаях эти условия могут быть неподходящими для определенного работника. К примеру, бухгалтер может работать в конторе предприятия с высокой запыленностью (например, завода железобетонных конструкций). Специалисту по заболеваниям органов дыхания (например, с бронхиальной астмой) желательно избегать такого места работы, однако он сможет работать бухгалтером в условиях обычного городского офиса. То есть, в одной и той же профессии на различных рабочих местах производственные условия могут препятствовать или не препятствовать работе человека с инвалидностью. Поэтому определение условий труда для человека с инвалидностью - дело индивидуальное.
Стажировка работников с инвалидностью
Руководит стажировкой специалист, который отвечает за:
- разработку программы стажировки;
- оказание методической помощи стажеру относительно выполнения программы стажировки, также он контролирует ее выполнение;
- консультирование стажера в процессе стажировки;
- проверку отчета о стажировке безработного;
- подготовку письменного заключения о результатах стажировки безработного с указанием его профессионального уровня, деловых и организационных способностей, оценкой приобретенного опыта;
- подготовку рекомендательного письма в случае необходимости трудоустройства безработного на этом предприятии.
В случае проведения стажировки специалистов из числа безработных, оплата труда руководителю стажировки осуществляется из расчета пять академических часов в неделю на одного слушателя по ставкам почасовой оплаты труда. Оплата стажировки безработных по рабочим профессиям осуществляется на условиях оплаты обучения по индивидуальной форме непосредственно на производстве. В смету расходов по обучению вносятся начисления на заработную плату. Хозяйственные, учебные расходы в смету не вносятся.
Индивидуальная стажировка осуществляется за счет средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы.
Обучение работника с инвалидностью в учебных заведениях по заказу работодателя
Профессиональное обучение лица с инвалидностью может осуществляться за счет:
- самой личности;
- работодателя;
- Фонда социальной защиты инвалидов;
- Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы;
- Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Работодатель может провести профессиональное обучение лица с инвалидностью в учебных заведениях за счет предприятия, полностью или частично компенсировав стоимость обучения. Как правило, в таких случаях заключается трехстороннее соглашение между работодателем, учебным заведением и человеком, который будет учиться, а затем (или одновременно, если речь идет о заочной форме образования) будет работать на предприятии.
Существуют и другие возможности для профессионального обучения людей с инвалидностью.
Переквалификация работника, чья инвалидность связана с производством
Обучение и переквалификация происходят согласно заключению врачебно-консультационной комиссии или медико-социальной экспертной комиссии, если в результате повреждения здоровья или причинения морального вреда потерпевший не может выполнять прежнюю работу.
Обучение происходит на средства Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Финансирование расходов на обучение человека с инвалидностью на средства Федеральной службы занятости инвалидов, как правило, осуществляется один раз для получения лицом одного квалификационного уровня в пределах одного образовательного уровня (профессионально-техническое образование, базовое высшее образование и полное высшее образование) или получения профессиональных навыков и знаний при обучении на подготовительных курсах.
Отчетность работодателей перед центрами занятости
Предприятия, учреждения и организации, их структурные подразделения и филиалы, независимо от формы собственности, должны подавать центрам занятости по месту регистрации в качестве плательщика страховых взносов информацию о количестве свободных рабочих мест, принятых и уволенных работников, в частности, лиц с инвалидностью.
К такой информации относится отчетность относительно:
- имеющихся вакансий;
- запланированного увольнения работников;
- фактического увольнения работников;
- принятых работников.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)