Мониторинг предоставления услуг по содействию трудоустройству
Такой мониторинг проводится с целью отслеживания деятельности Государственной службы занятости, соответствия проводимых мероприятий поставленной задаче, объему предоставляемых услуг и использованных средств. Данные такого мониторинга подаются руководству Государственной службы занятости и далее - по иерархии отчетности для проведения оценки изменений в занятости, безработице, спросе и предложении и других аспектах рынка труда.
Информацию для такого мониторинга центр занятости собирает на основе регистрации лиц, обратившихся в центр занятости с целью трудоустройства, отчетов работников центра, отчетов работодателей и корешков направления, которые возвращает работодатель в случае принятия лица с инвалидностью на работу.
Основные показатели деятельности, по которым собирается информация:
- численность лиц с инвалидностью, которые обратились в государственную службу занятости по различным вопросам за отчетный период (месяц, квартал, год);
- количество предоставленных лицам с инвалидностью услуг (консультационных, профориентационных, обучение, переобучение и повышение квалификации, организации выплат пособий по безработице, помощи в открытии собственного дела);
- число трудоустроенных лиц с инвалидностью при содействии службы занятости, их удельный вес среди тех, кто обратился по этому поводу в т.ч. по категориям инвалидности;
- количество лиц с инвалидностью, задействованных на общественных работах;
- использование средств Фонда общеобязательного государственного страхования на случай безработицы.
Информацию о трудоустроенных лицах с инвалидностью центр занятости подает в местное управление труда и социальной защиты населения. Данная информация предоставляется с указанием фамилий, имен, отчеств людей с инвалидностью, а также места их проживания.
Эти данные заносятся управлением труда и социальной защиты населения в централизованный банк данных по проблемам инвалидности. Централизованный банк данных служит одним из источников информации для отслеживания дальнейшей фактической занятости трудоустроенных при содействии центру занятости лиц с инвалидностью.
Мониторинг заполнения вакансий
Цель такого мониторинга - отследить результативность предоставления услуг государственной службы занятости по укомплектованию вакансий, поданных работодателями, продолжительность заполнения вакансий. Данные этого мониторинга дают возможность выявить причины неукомплектования поданных вакансий, принять меры для дополнения или корректировки информации, подбора кандидатов на вакансии и трудоустройство безработных.
Специалист отдела по работе с работодателями должен постоянно осуществлять анализ продолжительности нахождения вакансий в банке данных, анализировать соответствующую информацию работодателей и разрабатывать вместе с работодателем стратегию укомплектования свободного рабочего места.
Анализ продолжительности укомплектования вакансии проводится ежедневно. Средствами единой информационно-аналитической системы с помощью фильтров определяются вакансии, продолжительность нахождения которых в банке данных центра занятости превышает 5 дней. Путем использования средств единой информационно-аналитической системы, специалист просматривает принятые меры по укомплектованию конкретной вакансии, в случае необходимости согласовывает с работодателем дополнительные меры, направленные на укомплектование такой вакансии. В частности, получает от работодателя более подробную характеристику работ, которые должны выполняться на заказанном рабочем месте, уточняет дополнительные требования к претенденту на это рабочее место.
Заключение по факту укомплектования вакансий осуществляется на основании поданной работодателем статистической формы «Отчет о принятых работниках». Специалист отдела по работе с работодателями вносит предоставленную работодателем информацию в базу данных единой информационно-аналитической системы.
Данные о количестве лиц с инвалидностью, которые стоят на учете в службе занятости и требуют создания специального рабочего места для трудоустройства, оперативно подаются в территориальное управление труда и социальной защиты населения с целью организации создания таких дополнительных рабочих мест и планирования средств на предоставление дотаций на их создание.
Мониторинг закрепления на рабочем месте лица с инвалидностью
Для получения информации о качестве предоставляемых услуг и проводимых мероприятий содействия трудоустройству лиц с инвалидностью, необходимо проводить мониторинг после их трудоустройства при содействии службы занятости.
Закрепление на рабочем месте и продолжительность его сохранения свидетельствуют о качестве всех мероприятий по профессиональной и трудовой реабилитации, профориентации, подбора подходящей работы, консультирования и надлежащего сопровождения на рабочем месте.
Мониторинг закрепления на рабочем месте лица с инвалидностью необходимо осуществлять в течение полугода после трудоустройства.
Источники информации, из которых специалисты центра занятости должны получать информацию о фактической занятости лица с инвалидностью после трудоустройства:
- отчеты работодателей о принятых работниках;
- централизованный банк данных по проблемам инвалидности;
- ответы работодателя на письма-запросы от центра занятости;
- данные устного опроса трудоустроенных лиц с инвалидностью и представителя работодателя или представителя профсоюзного комитета предприятия.
Вопросы, которые необходимо выяснить в ходе мониторинга:
- действительно ли фактически работает человек с инвалидностью на предприятии, куда был трудоустроен при содействии службы занятости;
- выполняется ли работник с инвалидностью ту работу, на которую он был принят;
- соответствуют ли условия занятости и оплата труда заявленным работодателем;
- проведена ли необходимая адаптация рабочего места, обеспечивают ли они возможности эффективной работы трудоустроенного лица с инвалидностью;
- нужна ли дополнительная адаптация рабочего места;
- если человек с инвалидностью покидает рабочее место, то каковы были фактические причины увольнения.
Данные по количеству лиц, которые продолжают работать на рабочем месте по направлению службы занятости, раз в полгода собирает базовый центр занятости и подает в областной центр занятости, а дальше - в Государственный центр занятости.
Специалист центра занятости по трудоустройству людей с инвалидностью в течение одного месяца после трудоустройства человека с инвалидностью готовит, а центр занятости направляет работодателю письмо-запрос о пребывании в трудовых отношениях с предприятием направленного клиента и контролирует поступление ответа от работодателя.
Через три и шесть месяцев после трудоустройства специалист центра занятости по трудоустройству людей с инвалидностью может выяснить вышеупомянутые вопросы путем общения по телефону (или лично) с работодателем и самим лицом с инвалидностью. Во время общения необходимо также выяснить, заинтересован ли работодатель в найме других работников с инвалидностью.
Результаты устного опроса регистрируются в «Карте мониторинга», которая должна находиться в личном деле лица с инвалидностью, которое обслуживалось центром занятости.
К проведению такого мониторинга служба занятости может привлечь общественные организации инвалидов и профсоюзные комитеты, сообщив письмом о работниках, которые направлены на это предприятие службой занятости, и условия, необходимые для выполнения работы трудоустроенным лицом с инвалидностью. При необходимости специалист центра занятости по трудоустройству лиц с инвалидностью может направить письмо-запрос в профсоюзный комитет предприятия по выяснению вышеупомянутых вопросов.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)