Интегративные музыкально-игровые комплексы в процессе развития ребенка
В дошкольной музыкально-воспитательной практике, наряду с выполнением смешанных композиций, предлагается использовать интегративные музыкально-игровые комплексы, предусматривающие объединение различных видов музыкально-исполнительской деятельности в условиях совместной игры. В музыкально-игровых комплексах педагогическое воздействие осуществляется косвенным путем: через правила игры, сюжет, роли и др. Это повышает развивающую ценность музыкальных произведений, даже простейших, поскольку дети с большим удовольствием выполняют задания, эмоциональнее реагируют на изменения в музыке, чаще проявляют творческую инициативу.
Детское исполнение музыкальных произведений требует еще большего внимания, ведь гораздо интереснее петь, играть и танцевать для мамы и папы, друзей, любимых игрушек и тому подобное. Появляется мотивация деятельности: делать не только для себя, но и для других. Поэтому дети с нарушениями зрения начинают понимать, что их старания напрасны и могут приносить удовольствие другим.
Должное внимание следует уделять и методу упражнений, который помогает ребенку с нарушением зрения усвоить определенное движение или отдельный его элемент. Для лучшего усвоения и запоминания игр, танцев, упражнений большую роль играет систематическое повторение. Если дети с нарушениями зрения выполнили движение всего один-два раза, они быстро его забудут, следовательно, надо повторять движения как можно больше. Очень полезно дошкольникам с нарушениями зрения играть в любимые игры, танцевать то, что им нравится. Все это обогащает запас подвижного материала у детей данной категории.
Наряду с указанными методами, музыкальный руководитель использует различные учебные приемы. Например, часто применяются игровые приемы, которые делают занятия особенно интересными, вызывают у детей с нарушениями зрения интерес к игре или танцу, способствуют более быстрому и лучшему их усвоению.
Творческая искра скрыта в каждом ребенке с нарушениями зрения, и от взрослого, который находится рядом с ним, зависит, будет ли эта искорка постепенно угасать, или, наоборот, вспыхнет и родится новый талант. Влияние педагога на творческую активность детей с нарушениями зрения осуществляется в двух направлениях:
- создание условий, способствующих творчеству;
- ознакомление детей с логической поэтапностью творческого поиска.
Обучение детей с нарушениями зрения должно происходить с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Развивающими должны стать не отдельные элементы учебного процесса, то есть развитие памяти или тренировка внимания, а сам подход, основа обучения в дошкольном возрасте. Мы должны приучать ребенка с нарушениями зрения к самостоятельному мышлению, что приведет к раскрытию творческого потенциала.
Необходимым условием развития творчества является доброжелательная атмосфера на занятиях. Академический стиль должен уступать ей место, ведь только раскованный ребенок с нарушениями зрения способен глубоко почувствовать и передать свои ощущения.
Наблюдения показали, что дети с нарушениями зрения заканчивают свои работы одновременно. Кто закончил - свободный. Он достиг цели и теперь может наблюдать за действиями товарищей, оценивать их результаты.
Дети с нарушениями зрения любят рассматривать рисунки одногруппников. Но тот, кто глубоко погрузился в работу, должен ее завершить, потому что от того, закончил ли юный художник свое творение, зависит его дальнейшее отношение к работе.
Незаконченный рисунок - опасен. Может вызвать безразличное отношение к рисованию.
Основными аспектами рисования являются:
- Организационный.
- Коммуникативный.
- Личностный.
- Процессуальный.
Ознакомление детей с цветом.
Занятия по рисованию открывают для ребенка с нарушениями зрения целый мир разнообразия красок, захватывают тайной рождения цвета, вызывают эстетическое наслаждение.
Рассказывая детям, как образуются сложные цвета (оранжевый, зеленый, фиолетовый), можно создать атмосферу фантастической сказки, в которой участвуют дети. Они наблюдают за «встречей» двух основных красок, помогают в создании нового цвета. Например: «Увидела сияющая счастливая желтая краска влажные печальные глаза синей краски и удивилась: «Почему ты грустишь?». Коснулась ее своими солнечными ладонями - и синяя краска улыбнулась зеленым цветом. Так родилась зелень».
Знакомство с жанрами изобразительного искусства.
На занятиях по рисованию дети с нарушениями зрения знакомятся с миром искусства. Когда дети впервые встречаются с живописью, они воспринимают ее как сказочную жизнь. Используя эту особенность дошкольников, необходимо формировать у них способность воспринимать искусство как проявление чудес, созданных человеком.
Детей с нарушениями зрения дошкольного возраста знакомят с такими жанрами живописи, как пейзаж и натюрморт, с анималистическим жанром, происхождением его названия, содержанием и особенностями. Чтобы дети поняли и запомнили название жанра, проводятся различные игровые упражнения с новым словом.
Во время первой встречи с портретом педагоги учат детей наслаждаться красотой человека, пытаются раскрыть тайну, которую скрывает каждое лицо, и вопросами вызвать у детей желание понимать героя портрета: «О чем говорят глаза? Почему пролегли эти глубокие морщины на лбу? Какое настроение у изображенного человека?».
Знакомя детей с декоративно-прикладным искусством, их учат узнавать и воспроизводить особенности красок, цветов, орнамента. Искусство живописи и декоративной росписи своим красочным языком рассказывает детям о красоте окружающего мира. Эмоционально воспринимая ее, дети учатся чувствовать и понимать искусство, у них зарождается способность самим творить красоту.
Использование игры и психогимнастики на занятиях по рисованию.
Учитывая то, что ведущей деятельностью дошкольника с нарушениями зрения является игра, следует использовать ее на занятиях по рисованию. В игре ребенок способен превратиться в любой сказочный персонаж и воспроизвести его характерные особенности. Именно играя, ребенок с легкостью перевоплощается в образ, и на самом деле переживает все его чувства.
Конструирование.
Взрослый, предлагая конструктор детям с нарушениями зрения, не помогает им, не дает никаких шаблонов действий и прямых указаний относительно деятельности. Он дает возможность экспериментировать с деталями конструктора. И только тогда, когда видит потерю интереса и неумение перейти к созданию образов, воспитатель вопросами стимулирует их, косвенным приемами он также может развивать у детей и способность замечать разнообразные оттенки цветовой гаммы.
Конечно же, прежде чем дети получили в свободное пользование этот конструктор, воспитатели должны провести ряд дидактических игр, упражнений, которые развивали бы воображение ребенка с нарушениями зрения, познакомить с сенсорными эталонами, с назначением определенного материала. То есть у детей с нарушениями зрения должен быть теоретический фундамент для практической деятельности, чтобы при работе с конструктором его закреплять, пополнять, разнообразить.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)