Современные проблемы обучения, воспитания и инклюзии
Ратификация Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов и утверждение Государственной целевой программы поставили перед отечественными вузами ряд задач, касающихся обеспечения открытости и доступности образования для людей всех возрастов, состояния здоровья и материального положения.
Утвержденная Концепция развития инклюзивного образования определила цели, задачи и принципы развития инклюзивного образования, пути его внедрения в общеобразовательные учебные заведения, очертила ожидаемые результаты от его реализации.
Положения Концепции направлены на расширение доступности высшего образования, укрепление уважения к правам человека, гармоничное развитие личности, талантов и творчества студентов, предоставление им возможности активно участвовать в общественной жизни. Инклюзию необходимо рассматривать одновременно и как политику, и как процесс, обеспечивающий всестороннее участие всех членов общества в любых сферах жизнедеятельности, в частности, в сфере образования. Согласно положениям Саламанкской Декларации инклюзивное образование может рассматриваться как система образовательных услуг, основанных на принципе обеспечения основного права человека на получение качественного образования в заведении любого типа на свой выбор.
Концепция решает ряд задач, среди которых одной из ключевых является обеспечение равных прав студентов с инвалидностью на качественное высшее образование путем инклюзии в образовательную среду университета. Первоочередной задачей при этом является формирование инклюзивной образовательной среды для студентов с инвалидностью путем введения комплексной системы сопровождения обучения, обеспечения архитектурной, информационной и социальной безбарьерности образовательной среды, создания материально-технической базы, адаптированной к потребностям студентов, повышение их мобильности. Для решения кадровых вопросов необходимо системно готовить научно-педагогические кадры высшей школы к работе в инклюзивной среде, повышать квалификацию относительно внедрения личностно-ориентированных и инновационных образовательных технологий.
Важной задачей является оказание помощи выпускникам с инвалидностью в трудоустройстве, в частности, путем разрушения негативных стереотипов и проведения широкой разъяснительной работы среди работодателей, в средствах массовой информации, в системе служб занятости.
Выполнение этих задач должно создать основу для формирования отечественной модели инклюзивного образования как новой парадигмы высшего образования. Инклюзивное высшее образование основывается на ряде принципов:
- уважение прав и свобод человека;
- открытость и гибкость образования, способность оперативно реагировать на изменения и вызовы;
- инновационность, анализ, поиск и внедрение лучших образцов инклюзивной политики и практики;
- формирование толерантности и взаимопонимания в образовательной среде, отсутствие дискриминации;
- обеспечение архитектурной, информационной, образовательной и социальной доступности образовательной среды;
- соблюдение стандартов качества образовательных услуг и научно-методического обеспечения;
- согласованность и скоординированность действий подразделений и участков учебно-воспитательного процесса;
- непрерывность и преемственность инклюзивного образования на всех уровнях обучения: школа - колледж - университет - аспирантура - последипломное образование;
- индивидуализация обучения и гармоничное развитие личности;
- привлечение к общественной жизни, социализация, подготовка к трудоустройству.
Для реализации Концепции необходимо внедрить комплексное решение вопросов:
- Обеспечение доступности образовательной среды предполагает:
- обеспечение архитектурной безбарьерности университетского городка (пандусы, туалеты, лифты, звуковые сигналы, отметки и т.п.);
- осуществление специализированного технического сопровождения (предоставление студентам специализированного технического оборудования для обеспечения доступности учебного процесса);
- обеспечение информационной безбарьерности учебного процесса и социальной жизни университета.
- Обеспечение развития личности студента с инвалидностью и его социализации включает в себя ряд следующих направлений.
Профессиональное развитие:
- предоставление студентам с инвалидностью рабочей специальности в пределах профессиональной подготовки;
- оказание помощи в формировании портфолио (профессионального резюме).
Научное развитие:
- привлечение студентов с инвалидностью к научно-исследовательской работе, научным мероприятиям, конкурсам студенческих научных работ;
- участие студентов с инвалидностью в работе студенческих научных формирований университета;
- содействие опубликованию результатов научных исследований студентов в научных изданиях.
Творческое развитие:
- привлечение студентов с инвалидностью к участию в творческих конкурсах, фестивалях, творческих мероприятиях.
Физическое развитие и укрепление здоровья:
- пропаганда и формирование здорового образа жизни;
- физкультурно-спортивная реабилитация студентов;
- привлечение студентов с инвалидностью в спортивные секции, спортивные соревнования различных уровней, паралимпийское движение.
- Проведение структурных изменений в университете:
- создание в структуре университета отдельных структурных подразделений по вопросам инклюзивного обучения студентов с инвалидностью;
- создание в колледже университета и в структуре доуниверситетской подготовки структурных подразделений по вопросам инклюзивного обучения учащихся и слушателей с инвалидностью;
- введение в структуру учебных подразделений должности заместителя руководителя подразделения по вопросам организации инклюзивного обучения;
- введение института кураторов интегрированных групп;
- создание совета по вопросам инклюзии с привлечением родителей студентов с инвалидностью и общественности.
- Повышение квалификации научно-педагогических кадров:
- организация курсов повышения квалификации преподавателей и кураторов интегрированных групп;
- внедрение в университете учебного курса «Инвалидность и общество»;
- организация курсов жестового языка для сотрудников и студентов.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)