Алгоритм адаптации учебного задания
- Сокращение объема, снижение степени сложности материала задачи, увеличение времени на выполнение.
- Пособия: демонстрация образца, выполнение части задания вместе с ребенком и тому подобное.
- Средства концентрации внимания («сильные раздражители»).
- Стиль восприятия и уровень представлений.
- Частота повторения выполнения задачи.
- Контроль и коррекция выполнения задач (исправление ошибок).
- Средства и частота релаксации.
К индивидуальному учебному плану ученика с особыми потребностями целесообразно включить рекомендации по особенностям адаптации учебных задач, разработанные на основе алгоритма. Особенности адаптации для конкретного ребенка разрабатываются учителем и помощником учителя на основе результатов оценки различными специалистами, учета информации, полученной от родителей, и фиксируются в индивидуальных учебных планах (Индивидуальной программе развития).
Предлагаем примеры фрагментов индивидуальных учебных планов, составленные на основе характеристик учащихся:
- Ученик Д. учится во втором классе, имеет способности к математике, рисованию, испытывает трудности в овладении письмом и чтением; имеет конкретные увлечения (техника, дорожные знаки, попугаи), выполняет те задачи, которые связаны с интересами. Мальчик с нарушениями аутистического спектра, имеет проблемы в установлении контакта с одноклассниками, взрослыми; чрезмерное чувство брезгливости (не принимает пищу, не пользуется туалетом в школе), однако имеет хороший контакт с ассистентом учителя. Учебную нагрузку выдерживает в течение 20-30 мин., ему сложно концентрировать внимание; индивидуально занимается с учителем, психологом и логопедом. (Сведения из индивидуального учебного плана).
Из дневника наблюдений ассистента учителя: Д. неохотно выполнял задание по письму, постоянно избегал написания упражнений, впрочем, однажды полностью выполнил письменное задание, но особым образом - написал буквы в тетради печатным способом (как индекс на конвертах). Д. хорошо выполняет чертежи техники, машин, зданий, любит рисовать (рисунки похожи на чертежи, детализированные). Учитель не стала отрицать, дала положительную оценку (поскольку основная учебная цель была достигнута - мальчик учился писать, отражал буквенный состав слов и т.д.).
- Ученик А. учится во втором классе, имеет ослабленное здоровье, часто из-за болезни (стационарное лечение) пропускает занятия в школе. Мальчику сложно сконцентрировать внимание, он испытывает трудности в выполнении письменных заданий, допускает много ошибок; быстро устает; испытывает трудности в общении с одноклассниками. (Сведения из индивидуального учебного плана).
- Ученица А. с последствиями детского церебрального паралича, испытывает трудности в выполнении письменных заданий и задач, связанных с мелкой моторикой. Девочке сложно дается математика, она путает буквы, сходные по написанию, тяжело воспринимает содержание прочитанного, испытывает трудности с переводом; имеет недостаточно развитую память, внимание. Нуждается в помощи в обучении пользованием учебником; любит рисовать, раскрашивать, имеет низкий уровень самостоятельности в выполнении задач. (Сведения из индивидуального учебного плана).
- Ученик Е., язык обучения - не родной язык для семьи ученика, обусловливает значительные трудности в обучении (математика, письмо, чтение). Допускает много ошибок, ему сложно воспринимать задачи, но он хорошо ориентируется, может списать, обратиться за помощью. Мальчик общительный, открытый к общению, веселый. (Сведения из индивидуального учебного плана).
На основе определенных особенностей адаптации учебных задач для определенного ученика, которые целесообразно представить в индивидуальный учебный план, педагог может предусмотреть адаптации конкретных задач. К примеру:
Задание 1: Записать слова по алфавиту.
Книга, кровать, дождь, кошка, подсолнечник, тетрадь, зеркало, солнце, доска, телевизор, азбука, перерыв, дерево.
Адаптированные варианты задачи:
- сокращение количества слов (Книга, кровать, дождь, кошка, подсолнечник, тетрадь, азбука);
- снижение степени сложности: исключение слов, которые начинаются с одинаковой буквы (Книга, кровать, подсолнечник, тетрадь, телевизор, азбука, перерыв, дерево);
- виды помощи: выделение первых букв в словах цветом (Книга, кровать, дождь, кошка, подсолнечник).
Модифицированный вариант задачи:
- выписать слова, которые начинаются с буквы «д».
Задание 2: Решить задачу.
У Саши 5 конфет, у Лены 11 конфет, а у Алины 24 конфеты. Сколько конфет было бы у каждого, если бы дети разделили конфеты поровну?
Адаптация подачи условия, помощь в решении:
- схематическое изображение условия.
При адаптации учебных задач и методов преподавания следует учитывать - как индивидуальные особенности развития, так и специфику обучения детей с определенными нарушениями психофизического развития (нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и т.д.).
В частности, работа с детьми с нарушениями слуха имеет такую специфику:
Особые методы, приемы и средства обучения (дети с нарушениями слуха):
- Использование наглядностей (звуковую информацию необходимо подкреплять и дублировать зрительным восприятием текста, таблиц, опорных схем и т.д.).
- «Пошаговое» обучение (минимальный «шаг» при переходе от одного уровня сложности к другому).
- Обеспечение речевого и наглядно-практического уровней решения одного и того же учебного задания.
- Предоставление различных вариантов инструкций, последовательное усложнение инструкции.
- Вариативность видов задач одного типа.
- Построение системы помощи на каждом этапе решения учебной задачи.
- Упрощение текстов, объяснение новых слов, инициирование общения. Опыт работы экспериментальных учебных заведений свидетельствует о важной роли специалистов специального образования, членов консультационно-педагогической группы; так, например, сурдопедагог по результатам наблюдения работы учителя в классе, где учится ребенок с нарушениями слуха, может обратить внимание на необходимость адаптации методов преподавания:
«В классе учится девочка с пониженным слухом, которая пользуется слуховым аппаратом. Учитель характеризует ее как очень хорошую ученицу. На уроке девочка активно работает, но не всегда отвечает на устные вопросы учителя. Учитель иногда использует приемы в работе, не целесообразные в работе с учащимися с нарушениями слуха: задает вопрос, отходя в конец класса, где находится далеко от ученицы, стоит к ней спиной; чтобы привлечь внимание учащихся, дает установку - «Я буду очень тихо читать, а вы внимательно слушайте». В классах, где дети с пониженным слухом, следует избегать таких форм работы.
Опыт экспериментальных учебных заведений убеждает о целесообразности внесения дополнительной колонки (раздела) в план урока - «Типы адаптации».
Из практики начальной школы
Класс разделен на группы по три участника. Каждую тройку учитель просит прочитать определенный раздел романа. Группы имеют кратко изложить сюжет своего раздела по предоставленной графической схеме. Затем группы выбирают представителей. Те рассказывают о событиях своей части книги, таким образом знакомя весь класс с содержанием художественного произведения. Чтобы стимулировать индивидуальную ответственность, педагог просит учеников выложить сюжет своими словами на бумаге после того, как они могли дважды прослушать.
Из практики начальной / средней / старшей школы
Во время устного чтения романа ученики выполняют упражнение «посудите - объединитесь в пары - поделитесь мыслями». С помощью графической схемы они коротко рассказывают соседу содержание раздела. Но им необходимо некоторое время, чтобы предварительно подумать и сформулировать свой рассказ. Затем ученики должны быть готовы передать сюжет раздела для всего класса.
Стоит помнить, что некоторым из них понадобится больше времени готовиться и работать с органайзером. Они могут использовать эту схему для формулирования собственных рассказов, пока не научатся делать это мысленно, без опоры. Поэтому в оценке таких учащихся необходимо учитывать то, что они только начинают знакомиться с этой стратегией. Итак, понимание того, что такие стратегии существуют и способны помочь им эффективно выполнять задачи, уже само по себе для них - значительный успех.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)