Отдельные вопросы профессиональной реабилитации инвалидов
Профессиональное ориентирование человека с инвалидностью - это обоснованный выбор для него трудового пути, общественно необходимой профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям, интересам, мотивам личности. Если для здорового человека профориентация состоит в достижении максимальной эффективности его работы, успешности профессиональной деятельности, то по отношению к лицам с ограничениями жизнедеятельности она, кроме того, предусматривает их адаптацию к будущей трудовой деятельности при минимальной напряженности функциональных систем организма.
Такая профориентация требует комплексного клинико-психофизиологического подхода и предполагает участие специалистов разного профиля. В компетенцию специалистов-медиков входит установление абсолютных противопоказаний к определенному кругу профессий, обусловленных характером и объемом патологического процесса.
Современная практика профконсультирования, как правило, строится по следующей схеме:
- всестороннее исследование лица с инвалидностью с помощью различных психодиагностических методик;
- сопоставление полученных данных об особенностях личности с требованиями профессий, определение пригодности или непригодности к данной профессии. При этом тот, кто сам выбирает профессию, не должен выступать в пассивной роли «подопытного».
Идеальным результатом работы профконсультанта представляется формирование у человека умения осознанно и самостоятельно строить личный профессиональный план и определять пути его реализации. Достижение этого результата состоялось лишь при условии трансформации профконсультации по своей сути из констатирующей в развивающую и формирующую, что с помощью диагностики и консультации фактически корректирует поведение лица с инвалидностью, предполагает реальное включение его в творческое взаимодействие с консультантом.
Профессиограммы и профессиокарты профессий
Для эффективного и правильного подбора профессий сотрудниками службы занятости используются так называемые профессиограммы и профессиокарты, содержащие профессионально значимые качества. Для ориентирования в системе координат, в которой работают психологи-специалисты по вопросам профессионального ориентирования, предлагается несколько таких документов.
Профессиограмма профессии «Оператор компьютерного набора»
- Общая информация о профессии.
Профессия оператора компьютерного набора появилась относительно недавно в связи с развитием научно-технической революции. Быстрое развитие в области вычислительной техники, создание персональных компьютеров, способных обслуживать одновременно тысячи пользователей, а также решать тысячи задач привело к созданию большого количества мощных персональных компьютеров, на которых одним из главных специалистов стал оператор.
Оператор с экрана монитора следит за работой всей вычислительной системы. От его компетентности, оперативности зависит эффективность работы в целом.
- Характеристика процесса труда.
На экран монитора компьютера выводится вся информация о состоянии персонального компьютера и программы в определенное время и о тех задачах, которые решаются. Работой всего компьютера управляет оператор с помощью клавиатуры, мыши, монитора.
Рабочий день оператора обычно начинается с загрузки главной программы. После этого он запускает на выполнение приложения. Кроме того, оператор следит за нормальной работой операционной системы, которая обслуживает различных пользователей и их задачи. При необходимости оператор запускает и использует программы из набора текстов и их верстки, например, программы для работы таблицами.
В течение рабочего дня оператор набирает разные технические, художественные и информационные тексты и документы.
- Санитарно-гигиенические условия труда.
Оператор весь рабочий день находится у компьютера. Большая нагрузка ложится на зрение и на работу рук.
Противопоказания для овладения этой профессией являются: слабое зрение, слух; психические заболевания; органические заболевания центральной нервной системы и понижение интеллекта.
- Психологические требования профессии к личности работника.
Работа оператора компьютерного набора требует особого внимания, усидчивости, трудолюбия, грамотности. Личная ответственность каждого оператора за свою работу очень высокая, ошибки оператора приводят к потере драгоценного оборудования и материалов, и, как правило, ошибки выявляются сразу. Оператору компьютерного набора желательно иметь хорошее зрение и здоровую нервную систему:
- оператор набора должен иметь высокую реакцию, так как при возникновении «сбойной» ситуации в работе он должен быстро отреагировать;
- оператор должен иметь хорошую память, знать знаки и символы, и грамматику;
- оператор компьютерного набора должен быть внимательным;
- оператор должен хорошо знать вычислительную технику, на которой работает и возможности ее программного обеспечения.
С точки зрения медицины оператор компьютерного набора должен быть физически здоровым и не иметь серьезных нарушений зрения.
- Требования к профессиональной подготовке.
Оператор компьютерного набора должен знать и уметь:
- технические и программные возможности и программное обеспечение компьютера, с которым он работает;
- уметь работать с устройствами ввода и вывода (принтер, сканер);
- уметь запустить программное обеспечение, в совершенстве знать текстовые программы;
- уметь вести различную документацию;
- уметь использовать различные носители информации.
После окончания Центра слушатели получают свидетельство, с которым могут работать операторами компьютерного набора. После окончания Центра человек, который устраивается на работу, принимается на должность оператора компьютерного набора.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)