Контроль и коррекция поведения ребенка вне дома
Поведение на отдыхе
- Не купайся в неприспособленном для этого месте (там, где нет пляжа), так как можно утонуть, или заразиться какой-либо болезнью.
- Не купайся в местах, где висит плакат «Купаться запрещено», даже если берег благоустроен. Этот плакат говорит о том, что купаться опасно.
- Не прыгай в воду и не ныряй в незнакомом месте.
- Не купайся, если перед этим выпил алкогольный напиток
- Никогда не ходи купаться один, иди всегда с кем-нибудь из взрослых.
- Когда ты заходишь в воду, позови взрослого с собой или хотя бы скажи ему, что ты идешь в воду. Убедись, что взрослый видит, что ты делаешь, и может помочь тебе при необходимости.
- Не заходи в воду глубже, чем по грудь, если рядом с тобой в воде нет знакомого взрослого.
- На воде пользуйся плавательным кругом.
- Нельзя играть на воде.
- Если даже ты умеешь плавать, не плавай на глубоком месте один (а только рядом со знакомым взрослым) и не заплывай дальше линии буйков, ограничивающих пляж.
- Не купайся в море в ветреную погоду, когда большие волны, шторм.
- Не находись в воде долго - можно простудиться.
- Не лезь сразу в воду, если перед этим ты загорал на солнце. Сначала, поброди по воде, намочи себе водой руки и ноги, а потом только можно погружаться.
- В первые дни нельзя долго загорать - можно обгореть. Чтобы этого не произошло, первые два-три дня загорай по 10-15 минут, лучше утром до 10 часов или вечером после 16 часов. Когда появится легкий загар, можно быть на солнце и дольше.
- В солнечный день, выходя на улицу, надевай на голову легкий головной убор.
- Даже если ты загорел и можно не бояться, что ты обгоришь на солнце, все равно не загорай очень долго, время от времени погружайся в воду или находись в тени, чтобы не получить солнечного удара.
- На пляже не оставляй мусора, ни в коем случае не бросай в воду бутылки, банки, другие твердые предметы - ведь кто-нибудь может наступить на них и порезать ногу.
- Желательно, чтобы на пляже кто-нибудь наблюдал за вещами, когда другие идут купаться. Если это невозможно, купайся рядом с берегом, чтобы видеть вещи.
- Пляж - общественное место, и там ты должен выполнять все правила поведения в общественном месте.
Поведение в метро
- Заходя в метро, придержи дверь, чтобы не ударить тех, кто идет позади.
- Предъяви дежурной удостоверение (но не давай ей в руки). Если она требует уплаты за проезд - купи жетон, брось его в щель турникета и спокойно пройди через турникет.
- На эскалаторе стой спокойно, не подскакивай, не беги, ни дергай за поручень.
- Не ходи по неработающему эскалатору.
- Не садись на эскалатор.
- Стоя на эскалаторе, крепко держись за поручень.
- Багаж не ставь поручень, а только на лестницу и крепко держи, чтобы он не покатился вниз.
- Следи, чтобы в щель между подвижной лестницей и неподвижной стеной эскалатора, а также под движущийся поручень, не попала одежда, пальцы, части багажа. Чтобы этого ни случилось, не подходи к неподвижной стене ближе, чем нарисованная на лестнице сбоку полоса.
- Не прикасайся к неподвижным частям эскалатора.
- На платформе веди себя спокойно, не бегай и не толкайся.
- Не подходи близко к краю платформы.
- Если вещь упала на рельсы - не пытайся самостоятельно ее доставать, а обратись к дежурному.
- В вагонах не прислоняйся к двери.
- В случае необходимости можешь воспользоваться кнопкой связи с машинистом, которая есть в каждом вагоне.
- Если ты забыл вещь в вагоне, запомни, какой это вагон по счету и номер поезда (он на последнем вагоне), и сообщи об этом дежурному.
Пользование телефоном
- Разговаривай по телефону вежливо.
- Если ты звонишь первый, назови себя, а не жди, пока собеседник узнает тебя по голосу.
- Нельзя играть, набирая чужой номер просто так - на том конце провода может быть больной человек, человек, у которого случилось горе.
- Если по телефону тебе хамят, оскорбляют или просто молчат в трубку, не пытайся что-то говорить, а положи трубку.
- Если один и тот же человек звонит постоянно, и хамит или оскорбляет тебя, скажи об этом родителям. Они смогут обратиться в милицию, и милиция поможет.
- Если ты не знаешь человека, который звонит, позови к телефону кого-нибудь из родных. Сам с ним не разговаривай, не отвечай на его расспросы.
- Если ты дома один и звонит незнакомый человек и просит позвать к телефону кого-то из твоих родных, не нужно говорить, что ты сам, и рассказывать, когда придут родные. Можно сказать, что они не могут подойти, что они скоро будут, но ты не знаешь, когда точно. Можно попросить звонящего, назвать себя и оставить свой телефон.
- Телефонный разговор должен быть коротким.
- После окончания разговора клади трубку аккуратно на рычаг. Если трубку положить неаккуратно, телефон не будет работать, и кто-то не сможет к вам дозвониться.
Семья как социально-педагогическая среда
Семья является моделью общества на конкретном историческом этапе развития, отражает его нравственные и духовные особенности.
Семья - небольшая социальная группа, в которую входят объединенные браком супруги, их дети (собственные или усыновленные), кровные родственники, другие лица, связанные родственными связями с супругами.
Семья функционирует на основе совместного быта, экономического, морально-психологического уклада, воспитания детей, взаимной ответственности. Она обеспечивает социализацию человека, самореализацию личности, защиту от проблем, способствует формированию личности со стойким поведением.
Жизнедеятельность семьи реализуется через основные ее функции:
- материально-экономическую (бюджет семьи, организация потребительской деятельности, участие в общественном производстве, получение профессии, восстановление утраченных на производстве сил);
- жилищно-бытовую (обеспеченность жильем, ведение домашнего хозяйства, организация быта);
- репродуктивную (продолжение человеческого рода);
- коммуникативную (создание благоприятного семейного микроклимата, внутрисемейное общение, взаимоотношения семьи с микро и макросредой, контакт со средствами массовой информации, литературой, искусством);
- воспитательную (формирование личности ребенка, передачи ему социального опыта);
- рекреативную (организация свободного времени и отдыха).
Семья - это также персональная среда жизни и развития ребенка, которая обусловливает образ жизни и его социальное существование. Особенности этой социальной среды характеризуют параметры:
- Социально-культурный. Касается образовательного уровня родителей, их участия в общественной жизни. Уровень культуры семьи определяется уважением к личности ребенка, осознанием влияния семейной атмосферы на его формирование, учетом этого взаимовлияния при общении.
- Социально-экономический. Означает материальную обеспеченность семьи, загруженность родителей на работе.
- Технико-гигиенический. Характеризует условия проживания, обеспеченность жильем, особенности образа жизни.
- Демографический. Выражается в структуре и численности семьи.
Семья является разновозрастным коллективом. Структура ее во многом зависит от обычаев, культурных и национальных традиций, нравственных и правовых норм. В ее рамках формируется система отношений между старшими и младшими, родителями и детьми, которая определяет психологический климат в семье. Здесь формируется мировоззрение ребенка, отношение к окружающему миру. Совместное ведение домашнего хозяйства влияет на уровень материальной обеспеченности, возможности самореализации личности, ее вкусы, предпочтения, ценностные ориентации, культуру. В семье ребенок приобретает умения и навыки в различных сферах общественной жизни, в первую очередь - навыки человеческого общения. Постепенно у него формируется опыт семейной жизни, отношение к семье.
Современные семьи разнообразны, и от того, в какой именно семье живет ребенок, зависит, каким содержанием наполняется процесс формирования его личности.
Характер функционирования семьи и влияние отношений в семье на развитие ребенка с инвалидностью
Психологические аспекты травматизации в семье:
- безопасность;
- коммуникации;
- достижение.
Наличие нарушений этих аспектов существенно влияет на проблемы в развитии как здорового, так и особого ребенка. Это формирует негативный жизненный сценарий ребенка в процессе его взросления.
Нормально функционирующая семья - это семья, в которой ответственно и дифференцированно выполняются основные системные функции:
- иерархическая, территориальная;
- хозяйственно-бытовая;
- эмоциональная и коммуникативная;
- воспитательная, родительская;
- сексуальная;
- духовная.
В семье, которая функционирует с нарушениями:
- неадекватно и неудовлетворительно осуществляются функции в семье;
- постоянно не удовлетворяются жизненные и психологические потребности членов семьи, что препятствует ее развитию и прежде всего детей (особенно приемных);
- регулярно при возникновении проблем решение принимается без адекватного объяснения ситуации, мотивов поведения ее участников;
- неадекватно делегируются ответственность за принятие решения;
- имеет место внутрисемейное соперничество с созданием различных «коалиций» для борьбы против кого-либо.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)