Способность учителей и поддержка инклюзии
Аналогично, родители детей, которые получали специальные образовательные услуги лишь несколько лет, оценивают эти два показателя более одобрительно, чем родители детей, которые проучились в специальном классе или школе пять и более лет. По информации Департамента образования США (2000), обучение учеников со слабыми ограниченными возможностями происходит в обычных классах и классах, оборудованных вспомогательными учебными средствами, тогда как для детей с умеренными и тяжелыми нарушениями оно обычно организовано в отдельных классах. К тому же, на уровне начальной школы больше детей с ограниченными возможностями учится вместе со своими сверстниками с типичным развитием, чем в младших и старших классах. Как показывают результаты ряда исследований, родители сомневаются в целесообразности инклюзии на звене младшего и старшего среднего образования, учитывая осложнения академического курикулума и ужесточение требований социальной среды. Выводы о влиянии текущего обучения ребенка на отношение родителей говорят о наличии определенного ряда комплексных проблем, которые необходимо решать. В ходе проведенной работы оказалось, что примерно треть родителей не знали, был ли их ребенок интегрирован в обычный класс. Эта группа респондентов (то есть, менее информирована об условиях обучения своих детей) поддерживала инклюзии значительно больше, чем родители, которые, отвечая на этот вопрос, отметили, что их дети находятся в инклюзивных / интегрированных классах или не интегрированы в массовое образование. Трудно сказать наверняка, что эти родители не участвовали в заседании для выработки индивидуального учебного плана, где принималось решение о направлении ребенка к определенному классу / учреждению; или они просто забыли; имели ограниченные контакты со школой. Изучая опыт трех учебных округов (1998) столкнулись с тем, что некоторые родители не знают, что представляет собой индивидуальный учебный план, и лишь небольшая доля респондентов посетили последнее совещание в школе. По итогам одного британского исследования выяснили, что треть опрошенных, чьи дети посещали специальную школу, ничего не знали об их куррикулуме. Далее, результаты этих исследований также указывают на то, что родители учеников, которые не интегрированы в массовой школе, поддерживают инклюзивное образование больше, чем респонденты, чьи дети учатся в инклюзивной / интегрированной среде. Группа ученых (1998) обращает внимание на существование существенного разрыва между идеологией или философией инклюзивной модели с одной стороны и фактической практикой ее повседневной реализации с другой. Из комментариев родителей становится понятно, что они осознают эти различия и многие из них до сих пор не решили для себя, какая форма обучения обеспечит их ребенку лучшее образование. Также, отношение родителей определенной степени связаны с их собственным образовательным уровнем и характером трудовой деятельности. По сравнению с матерями и родителями со старшим средним или ниже образованием, респонденты, которые закончили колледж, больше убеждены в преимуществах инклюзии. Однако родители с высоким уровнем образования и матери с высшим профессиональным статусом (то есть дипломированные специалисты в отличие от неквалифицированных или квалифицированных работниц) имели более негативное мнение о навыках учителей в области мейнстриминга и о качестве поддержки. Во время других исследований с участием родителей детей с ограниченными возможностями в Соединенных Штатах (1998) и родителей учеников с типичным развитием (2000) выяснилось, что более благоприятное отношение к инклюзии было характерно для респондентов с высшим социально-экономическим статусом. По мнению авторов этих публикаций, лица с высшим образовательным уровнем, как правило, получают больше информации и имеют больше возможностей поразмышлять о преимуществах (и недостатках) инклюзии, что и обуславливает высокий уровень толерантности. Несмотря на умеренную корреляцию (среднее r = .45) этих двух факторов, то есть образования родителей и их профессиональной занятости (которые используются для оценки социально-экономического статуса), каждый из них отдельно использовался в процессе одномерного анализа для определения его влияния на отношение родителей. В конце концов, одномерные показатели социально-экономического статуса позволяют выявить другие логические умозаключения (конструкты) или отражают их иначе, чем при многомерных сравнениях.
Практическое значение и перспективы дальнейших исследований.
На основе представленной научной работы можно сделать несколько выводов о практической деятельности и будущих исследованиях. В частности, родители до сих пор выражают серьезное беспокойство по поводу ряда вопросов, в том числе в отношении владения учителем необходимыми навыками преподавания, принятие ребенка его социальным окружением и отношениям. В этой связи в Соединенных Штатах в течение определенного периода употребляются меры по формированию таких навыков путем введения курсов по инклюзии / мейнстримингу в программы подготовки будущих учителей. В то же время, ученые неоднократно подчеркивали, что качество такой подготовки является очень неоднородной (1998). Обычно в Соединенных Штатах в учебные программы высшей школы по специальности «педагогика» входит только один курс из специального образования, состоящий из трех кредитов. Однако очевидно, что этого недостаточно. По имеющимся данным, которые основываются на опросе самих учителей, они не проходили предварительного обучения в этой области и не считают себя достаточно подготовленными для работы с учащимися, имеющими ограниченные возможности. Более того, на основании эмпирических свидетельств можно утверждать, что учителя обычной школы, как правило, применяют типовые / рутинные адаптации на уроке и в частности стратегии фронтальной работы со всем классом с незначительными модификациями или вовсе без них, исходя из потребностей учащихся. Также, Буэлл, Халл, Гармель-МакКормик и Шир (1999) пришли к выводу, что педагоги массовой школы нуждаются в дополнительной подготовке по вопросам модификации программ, оценке знаний, адаптации курикулума, поддержание дисциплины (управление поведением), разработке индивидуальных учебных планов и использование вспомогательных технических средств. Кроме того, на этапах подготовки к работе в школе и повышение квалификации необходимо предоставлять педагогам знания и навыки, которые помогут лучше понимать положение и взгляды семей, учащихся с ограниченными возможностями и организовывать эффективную коммуникацию и сотрудничество с родителями. В конце концов, делаются попытки решить вопрос социализации, которые беспокоят родителей, например, по налаживанию дружеских отношений, принятия их ребенка, отношение к нему сверстников, с помощью использования различных учебных материалов, модулей, проведение тренингов, реализации программ для выработки социальных навыков. Насколько широко и последовательно такие программы внедряются в классе - неизвестно. И хотя такие программы и методики доказали свою эффективность, важно помнить, что одно-единственное занятие или краткосрочная учебная программа дают лишь минимальный эффект. Следует заметить, что представленной научной работе было свойственно несколько ограничений. Данные собирались от родителей, проживающих в одном штате среднезападного региона США. Кроме того, несмотря на большой размер выборки, несколько учебных округов не отреагировали на наше предыдущее обращение. Также, доля заполненных и возвращенных анкет не достигала 50%. В предыдущих опросах родителей наблюдался такой же низкий процент возврата, однако в нашем случае он делает выборку недостаточно репрезентативной относительно общей родительской общественности этого и других штатов. И напоследок, специфика формулировки инструкций в анкете, по которым респонденты могли обозначить более одного вида нарушения, делает невозможным сравнение родительских ответов по этим фактором. Исследователям и администрациям учебных округов рекомендуется продолжать изучение родительских взглядов и представлений об инклюзии в пределах непрерывной оценки инклюзивных программ. Необходимо приложить усилия для поиска стратегий, которые помогут не только обеспечить высокий процент возврата анкет, но и гарантировать тщательность их обработки участниками исследования и предоставления ответов на все вопросы. К тому же, можно получить полезные данные путем сравнения взглядов по инклюзии, присущих родителям учеников с различными категориями ограниченных возможностей. В конце концов, для получения информации от семей целесообразно обратиться к другим методам, а именно: интервью с родителями, фокус-группы и анализ конкретных случаев.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)