Учитель слухоречевой деятельности школы-интерната
Трудно переоценить значение устной речи – наиболее распространенного средства общения, важнейшего инструмента мышления. Поэтому, через всю историю сурдопедагогики красной нитью проходит желание научить ребенка, лишенного слуха, общаться именно устным словом.
Оценивая значение слуховосприятия для формирования устной речи, совершенствования коммуникативных возможностей, необходимо учитывать его влияние также на развитие психических функций, поскольку слуховой канал является одним из главных источников информации об окружающем мире.
Слушание – сложный процесс, который посредством простого механического колебания переходит в биологический потенциал, попадая в кору головного мозга, и только тогда становится сознательным восприятием и переходит в идею. То есть мы не можем думать иначе, чем исходя из единства этих трех миров, мы не можем формировать речь, если она не будет реальностью окружающего мира.
Потеря слуха, связанная с поражением волосковых клеток внутреннего уха (а именно это причина 90% случаев тугоухости), явление, к сожалению, необратимое. Сегодня существует широкий спектр средств диагностики, протезирования и реабилитации человека, потерявшего слух. Наиболее перспективными электронными средствами протезирования слуха являются слуховые индивидуальные аппараты и импланты, при условии, что слуховой нерв сохранен.
Независимо от степени и характера снижения тонального слуха, при условии раннего слухопротезирования и активного участия сохранных анализаторов, возможно достичь определенных успехов в развитии слуховосприятия и формирования коммуникативно-речевых навыков.
Мультисенсорный подход к обучению восприятия речи, обеспечивает естественный самоконтроль речи. Согласно теории известного физиолога, сенсорная информация подчиняется функции речи. Слыша, ребенок, овладевает устной речью, для восприятия внешней и контроля собственной, привлекает всю сенсорную базу. Нарушение слуха сужает ее, но центральная нервная система, воспринимая информацию от сохранных анализаторов (зрительного, тактильного, вестибулярного), выбирает те стимулы, которые оптимальны для ее функционирования. Необходимо максимально использовать для стимуляции и развития детей с недостатками слуха все сохраненные анализаторы.
Современные цифровые слуховые аппараты обеспечивают разборчивость речи, исключают возможность акустических травм, меняют представление людей с нарушенным слухом об окружающем мире, способствуют развитию остаточного слуха при правильно проведенной реабилитации, однако, имеют ограничения в частотном диапазоне, что не позволяет, как правило, воспринимать очень тихие или очень высокие сигналы, поскольку амплитуда колебания волны в перилимфе улиток не получает достаточного толчка для возбуждения волосковых клеток, отвечающих за дифференциацию восприятия звуков. Ни один слуховой аппарат не может самостоятельно восстановить утраченную слуховую функцию. Поэтому проблема обучения устной речи не исчезла. Большая часть детей с недостатками слуха требует обучения и воспитания в специальных учреждениях для детей с недостатками слуха.
Формирование речи у детей с недостатками слуха – одна из самых важных и сложных задач их обучения и воспитания.
Для формирования языка, как средства общения, исключительное значение имеет слуховой анализатор. Речь, по словам ученых, играет ведущую роль в развитии ребенка. Его интеллектуальное развитие зависит от речевого развития.
Врожденные и приобретенные в раннем возрасте недостатки слуха отрицательно влияют на формирование речи и психических функций, которые регулируются центральной нервной системой. Дети с нарушениями слуха ограничены в реализации своего жизненного потенциала, поскольку испытывают значительные трудности в повседневной жизни, при обучении в школе, при общении с семьей, со сверстниками.
Современные методы исследования слуха позволяют достаточно точно установить наличие остатков слуха в раннем возрасте. Реабилитация слуха – сложная проблема. Она включает в себя медицинский, педагогический и социальный аспекты. Ранняя диагностика нарушений слуха, своевременное адекватное слухопротезирование дают возможность детям с недостатками слуха получить как можно раньше комплексную коррекционно-педагогическую и социально-психологическую помощь. Поздняя диагностика пороков слуха у детей осложняется развитием вторичных психоневрологических нарушений.
Сегодня в России складываются весьма благоприятные условия для воспитания и обучения детей с недостатками слуха: развивается национальная школа, изучаются и внедряются в практику новейшие зарубежные и отечественные методики, становятся доступными индивидуальные слуховые аппараты отечественного и зарубежного производства, которые обеспечивают развитие умений и навыков слухо-зрительного восприятия устной речи.
Педагоги и родители имеют возможность выбора методик обучения, технологических средств и соответствующих учебных заведений. Создана сеть коррекционных дошкольных и школьных учебных заведений государственного направления (ДОУ для глухих детей, для детей с пониженным слухом, школы-интернаты для детей с пониженным слухом и школа-интернат для глухих детей, Городской медицинский центр проблем слуха и речи).
Каждый человек имеет право распоряжаться своей судьбой, принимать решения и выполнять их. Судьба глухого ребенка в полной мере зависит от решения родителей. Правильное поведение родителей, их помощь, позволяют обеспечить полноценное развитие ребенка с нарушениями слуха.
Выбор формы обучения ребенка с нарушениями слуха (специальная школа или общеобразовательная) является прерогативой родителей. Это право им предоставляют основные законодательные документы. Впрочем, это решение следует принимать совместно со специалистами – медиками, сурдопедагогами, которые помогут взвесить все «за» и «против», руководствуясь лозунгом «не навредить».
Слуховые индивидуальные аппараты, кохлеарная имплантация существенно улучшают качество жизни тем, кто лишен возможности самостоятельно слышать окружающий мир во всем его звуковом разнообразии. Однако, требуется длительная слухоречевая реабилитация для формирования собственной речи и умения понимать обращенную устную речь, при этом необходимо учитывать такие факторы как: возраст потери слуха (до- или постлингвальный), уровень реабилитации, индивидуальные особенности пациента, а также технические характеристики слухового аппарата.
Опыт работы педагогического коллектива школы и других учебных заведений для детей с нарушениями слуха свидетельствует о том, что целенаправленная коррекционно-реабилитационная работа, использование технических средств нового поколения дает возможность у детей с недостатками слуха сформировать отчетливую, понятную речь, умение воспринимать язык нормально слышащих людей, общаться с ними.
Выпускники школы-интерната получают прочные знания, которые дают возможность продолжить обучение в высших учебных заведениях, интегрировать в среду нормально слышащих людей, работать в интересах нашего государства.
Успех в работе с детьми, имеющими нарушения слуха, зависит от многих факторов:
─ своевременной ранней диагностики;
─ адекватного качественного слухопротезирования;
─ своевременно начатой коррекционно-реабилитационной работы;
─ уровня дошкольной подготовки детей;
─ обеспечения дошкольных и школьных учебных заведений сурдотехнической и компьютерной техникой нового поколения;
─ обеспечения специальных учебных заведений квалифицированными кадрами;
─ обеспечения учебных заведений дидактическими и методическими материалами;
─ обеспечения школ новыми учебниками, которые бы соответствовали по содержанию новым программам;
─ разработки новых компьютерных программ для работы над произношением и развитием слухового восприятия;
─ участия родителей в учебно-воспитательном процессе;
─ тесного сотрудничества ученых и сурдопедагогов;
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)