Проблемы состояния здоровья и оздоровительные мероприятия
Проблемы состояния здоровья и оздоровительные мероприятия сопровождения обучения студентов с особыми потребностями.
Современная ситуация относительно состояния здоровья молодежи является крайне неудовлетворительной и характеризуется такими негативными показателями: 90% всех подростков имеют отклонения в общем состоянии здоровья, из них 20% имеют по два и более заболеваний. Заболеваемость подростков выросла с 1993 до 1998 гг. на 13,9%; более половины (62%) подростков в возрасте 12-14 г. и более 72% молодежи в возрасте 15-20 лет употребляют алкоголь; каждый третий подросток 12-14 летнего возраста и каждый второй - после 15 лет - курят; каждый пятый подросток 15-18 летнего возраста знаком с наркотиками.
Возможность исправления ситуации к лучшему реальна, об этом свидетельствует также обобщенные итоги влияния на здоровье человека различных факторов, зависимость от которых выступает в таком процентном отношении: наследственность - на 20%; состояния системы здравоохранения - на 10%; экологии - на 20%; образа жизни - на 50%.
Что касается состояния здоровья студенческой молодежи, то по данным специально проведенных исследований у 90% из них имеют место серьезные отклонения; 50% находятся на диспансерном учете по поводу хронических заболеваний и не отвечают среднему уровню государственного стандарта физической подготовки. Изучение функционального состояния и готовности обучения студентов с особыми потребностями было одной из главных задач проведенного нами исследования.
Полученные результаты наряду с данными клинического и социально-психологического исследования были использованы при формировании экспериментальной и контрольной групп и при составлении индивидуальных программ реабилитации. Студенты с выявленными значительными нарушениями физиологических процессов независимо от наличия у них группы инвалидности были отнесены к экспериментальной группе.
Чаще всего возникала необходимость в динамометрии, нарушении осанки и нарушении уровня функционального состояния. С целью профилактики или лечения начальных стадий сколиоза, кифоза, лордоза, остеохондроза всем студентам экспериментальной группы назначена кинезотерапия. Улучшение состояния динамометрии производится с помощью спандера ручного, спандера кистевого, упражнений с гантелями, шведской стенки. Улучшение состояния уровня функционального состояния проводится с помощью велотренажера, занятия выполняются по 15 мин. каждый день, ЛФК.
Приведенный комплекс мероприятий физической реабилитации после кратковременных тренировочных занятий может быть с успехом использован не только в условиях высшего учебного заведения или реабилитационного центра, но и в детском дошкольном учреждении, в школе и даже в домашних условиях.
Использование стандартных воздушных смесей с повышенной концентрацией углекислоты, с целью переадаптации дыхательного центра на более медленное дыхание с повышенными уровнем СО2 в крови. Это способствует улучшению кровоснабжения клеток и восстановлению нарушенных функций жизненно важных органов. Применение нейроадаптивной стимуляции нейроподобными импульсами перед началом или в процессе обучения студентов с целью быстрого восстановления функций нейрорецепторного аппарата и переадаптации механизмов саморегуляции на более высокий уровень функционирования с достижением нормализации нарушенных функций. Выполнение комплексов физических упражнений, направленных на самомобилизацию блокированных сегментов позвоночника, и упражнений на самовытяжение позвоночника и укрепление мышечного корсета, что способствует восстановлению нарушенной статико-динамической функции и профилактике прогрессирования остеохондроза позвоночника.
Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста в условиях инклюзивного обучения.
Реформирование и модернизация системы образования предусматривает создание учебной среды для детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях инклюзивного обучения.
Процесс творческой деятельности можно логически представить следующим образом:
- Возникновение проблемы (постановка задачи);
- Подготовка к решению задачи;
- Формирование замысла;
- Воплощение замысла.
В умственном развитии детей с интеллектуальной недостаточностью творческая деятельность способствует развитию мышления, представления, поиска решений, а это в значительной степени, способствует стимулированию самостоятельности, как в интеллектуальном, так и в поведенческом плане. Уровень творческой деятельности ребенка свидетельствует об уровне его интеллектуального развития, то есть в зависимости от уровня творческой деятельности можно говорить об уровне общего психического развития, поскольку творчество есть проявлением человеческой сущности.
Творческая деятельность детей с интеллектуальной недостаточностью осложнена по целому ряду причин, поскольку у них недоразвитое логическое мышление, восприятие, представление, нарушены процессы обобщения, сравнения, анализа и синтеза. Поэтому чрезвычайно интересен вопрос о раннее проявленном творчестве, характер этого проявления, влияние творческой деятельности на умственное развитие детей.
В дошкольном возрасте имеют проявление способности к творческой деятельности по отдельным ее видам, в частности в изобразительной деятельности. Дети определенной категории могут иметь творческие способности, которые не всегда находят дальнейшее развитие и реализацию в достаточной мере в заведениях специального образования интернатного типа.
Пребывание ребенка с интеллектуальной недостаточностью в условиях инклюзивного обучения позволит в большей степени развивать его творческие способности, поскольку обучение среди сверстников с более высоким умственным развитием позволит увеличить познавательные возможности этих детей. Большое значение в условиях инклюзивного обучения приобретает групповая работа (группы 3-5 человек), которая позволяет ребенку с интеллектуальной недостаточностью больше развивать творческие способности в кругу детей с нормальным интеллектуальным развитием.
Подготовка будущих социальных педагогов к работе в интегрированном учреждении при изучении курса «Социально-педагогическая работа в учреждениях образования».
Подготовка будущих социальных педагогов к интеграции детей с особенностями психофизического развития в среду общеобразовательного учебного заведения осуществляется при овладении студентами специальности «Социальная педагогика» дневной формы обучения курса «Социально-педагогическая работа в учебных заведениях», в частности отдельного модуля «Содержание социально-педагогической работы в интегрированной среде общеобразовательного учебного заведения». С целью актуализации базовых знаний студентов лекционное занятие этого модуля «Особенности работы социального педагога в общеобразовательном учебном заведении с детьми с нарушениями психофизического развития» проводится в форме лекции-беседы. В результате ее проведения студенты получают знания о функциях профессиональной деятельности социального педагога в интегрированном образовательном учреждении, выясняют виды работы социального педагога в общеобразовательном учебном заведении по интеграции детей с особенностями психофизического развития, знакомятся с особенностями социально-педагогического сопровождения и социально-педагогической поддержке детей с нарушениями развития в заведении и так далее.
В рамках модуля разработано содержание двух практических занятий. На первом - «Организация работы социального педагога с детьми с особенностями психофизического развития в среде общеобразовательного учебного заведения» - студенты «составляют» портрет ребенка с особенностями психофизического развития (на выбор одну категорию из указанного перечня) и заполняют таблицу с учетом характеристик ребенка, которого они описали, а именно: делают оценку потребностей и проблем ребенка, определяют методы работы с ребенком, выбирают необходимые социально-педагогические формы помощи ребенку, разрабатывают планы социально-педагогического сопровождения и коррекции социально-психологического состояния ребенка, планируют социально-педагогическую
работу с родителями, выделяют социальные институты, которые оказывают помощь и поддержку ребенку с определенной нозологией. На втором практическом занятии «Формирование толерантного отношения к детям с особенностями психофизического развития» студенты выполняют упражнения, направленные на формирование толерантности, уважительного отношения к детям с особенностями психофизического развития, терпимости и тому подобное.
Значительное внимание во время преподавания курса уделяется самостоятельной работе студентов. К модулю «Содержание социально-педагогической работы в интегрированной среде общеобразовательного учебного заведения» студенты разрабатывают содержание таких интерактивных форм, как тренинговое занятие для педагогического коллектива общеобразовательного учебного заведения, час общения, игровая программа, сценарий проведения дружеского круга, план проведения воспитательного часа для учеников младшей школы, план-конспект беседы для родителей здоровых сверстников детей с особенностями психофизического развития и так далее.
Таким образом, учебная дисциплина «Социально-педагогическая работа в учебных заведениях» является эффективным средством пополнения и закрепления системы знаний и приближение к реальной практической деятельности будущих социальных педагогов в интегрированной среде общеобразовательного учебного заведения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)