Концептуальные основы системности профессиональной подготовки дефектолога
Стремительные изменения, происходящие в социальной и политической жизни, требуют перестройки системы высшего образования с целью повышения квалифицированности и конкурентоспособности специалистов.
Соблюдение принципов гуманизации и гуманитаризации образования обеспечивает включение общечеловеческих ценностных установок и ориентаций к содержанию системности профессиональной подготовки, без которых не представляется возможным организация и осуществление любого вида обучения. Поскольку осознание ценности полученных знаний, умений и навыков должно осознаваться на достаточно высоком уровне для их дальнейшего обогащения и расширения по циклическому принципу: чем больший объем информации и постоянных системных знаний приобретает человек, тем больше возможностей он получает для себя относительно их дальнейшего обогащения и системного обобщения.
Осознание ценности полученных системных общенаучных и профессионально необходимых знаний обеспечивается с позиций реализации аксиологического подхода, который позволяет изучать явления относительно выявления их возможностей удовлетворять потребности студента, решать задачи гуманизации общества, что приобретает непревзойденной роли в подготовке будущего учителя.
Системный (целостный) подход в философской и психолого-педагогической литературе рассматривается преимущественно как способ исследования сложных объектов, их компонентов, которые находятся в постоянных динамических взаимосвязях и взаимозависимости. Системность, или целостность, прежде всего, предполагает, что единственная динамическая взаимосвязанная совокупность элементов сложного объекта имеет характеристики, которые в корне отличаются от простой суммы или набора характеристик, которые присущи отдельным составляющим или компонентам.
Обязательно необходимо учитывать специфику и междисциплинарность профессиональной подготовки именно дефектологов в высших педагогических учебных заведениях.
Целостное видение организации системности педагогической, психологической и медицинской подготовки будущих дефектологов в высших педагогических учебных заведениях позволяет обосновать концептуальные основы и выделить систему принципов профессионально-педагогической направленности, в которую включаются принципы:
- самостоятельности;
- профессионально-педагогической направленности;
- гуманизации и гуманитаризации;
- преемственности;
- научности;
- сознательности и активности;
- системности, последовательности и рациональности;
- доступности и достаточного уровня сложности;
- связи теории с практикой;
- профессионально-педагогической значимости знаний;
- профессиональной компетентности.
С позиций системного подхода относительно определения и обоснования основных положений предлагается также системная организация содержательного наполнения профессиональной подготовки студентов высших педагогических учебных заведений, которая предусматривает максимальное использование межпредметных связей, учет специфических особенностей той или иной дисциплины, того или иного блока дисциплин.
Деятельностный подход предопределяет такую организацию деятельности субъекта, в которой он выступает активным в познании, труде, общении, своем собственном развитии. В педагогической науке отмечают диалектическое единство деятельностного и личностного подходов, поскольку личность выступает субъектом деятельности. Исходя из этого, личность студента выступает субъектом учебного процесса, как системы. Именно с позиций субъективного опыта ним осуществляется в познании восприятие информации, получение и переработка знаний. Актуализация субъективного опыта студента обеспечивается содержанием, методами и формами учебной деятельности, общим определением общей цели такой деятельности и более конкретных целей, а также созданием эмоционального фона.
Дидактические игры естественного содержания как средство формирования коммуникативных умений учащихся специальной школы
На современном этапе развития специальной педагогики значительное внимание уделяется разработке и теоретическому обоснованию принципов целенаправленной деятельности по включению детей, имеющих нарушения интеллектуального развития, к полноценной жизни в социуме.
В становлении личности ребенка с нарушением интеллектуального развития значительную роль играет уровень сформированности его коммуникативной компетенции.
Значительный потенциал для формирования коммуникативных умений школьников с недостатками интеллектуального развития имеют дидактические игры. Именно поэтому, в учебном процессе специальной школы, наглядно-дидактический и игровой материал занимает достаточно важное место при проведении уроков по учебным предметам.
Используя игры естественного содержания, учитель не только решает общеобразовательные задачи урока, но и способствует формированию коммуникативной компетенции у детей с умственной отсталостью. В ходе использования дидактических игр естественного содержания у детей:
- преодолевается речевой негативизм;
- школьники приобщаются к активной речевой деятельности;
- развивается культура речевого общения;
- воспитывается толерантность общения: ученики избегают категоричности высказываний, критически относятся к своим словам, стремятся грамотно и культурно общаться, устанавливать контакты с товарищами, педагогом;
- ученики учатся выражать личное мнение.
Используя речевые игры на уроках, у учителя появляется возможность формировать такие коммуникативные навыки как:
- устанавливать и поддерживать контакт с другими людьми в различных ситуациях;
- наблюдать за другими в процессе общения и пытаться понять его, обращать внимание на разнообразие черт, особенностей разных людей;
- выбирать в зависимости от особенностей собеседника, лучшие формы общения.
Дидактические игры повышают культуру речи учащихся, активизируют процесс использования определения слов и терминов естественного характера, активизируют повествовательную речь, стимулируют монологическую речь школьников, повышают уровень речевой инициативы.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)