Совместные консультации
Совместные консультации (или консультации в сотрудничестве) стремительно завоевывают популярность среди педагогов как метод, позволяющий эффективно учитывать отличительные потребности всех учащихся в массовом учебном заведении, а также учителей, которые их учат. Благодаря совместной работе, учителя могут совершенствовать действующие программы, разрабатывать методики и создавать новые возможности, которых в других условиях могло бы и не быть, налаживать каналы коммуникации с родителями, учениками, администраторами и другими педагогами. В большинстве случаев фундаментом для сотрудничества являются: необходимость изменений и реформ в образовании; дальнейшее усложнение социальных систем; растущие потребности в ресурсах. Во время совместных консультаций формируются партнерские отношения, которые помогают находить ответы на нужды системы, учителей и учащихся.
Сотрудничество имеет ряд преимуществ. Во-первых, реализуя программы, предусматривающие сотрудничество между участниками, учебное заведение может привлечь богатый опыт и навыки всех членов школьной общины, чтобы создать благоприятную и заботливую школьную среду. Во-вторых, учитывая сложный характер систем предоставления услуг, возрастает необходимость в их качественной координации. Например, в течение дня ученик из отделения поддержки детей с легкой интеллектуальной недостаточностью при средней школе какое-то время участвует в выполнении задач вместе с преподавателем, учится читать с помощью одного из родителей, потом работает по специальной программе с педагогом, который организует вспомогательные программы для детей с трудностями в обучении, школьным библиотекарем, учителем физкультуры (или другими учителями-специалистами), а после уроков посещает логопеда. Как видим, возникает высокая вероятность того, что ученик в конце концов получит фрагментированную программу. В-третьих, в последнее время больше усилий направляется на выявление детей группы риска, то есть учащихся, у которых могут возникнуть существенные проблемы с успеваемостью или другие трудности. Это делается с целью реализовывать коррекционные программы до того, как понадобится помощь специалистов (в литературе часто обозначается термином «вмешательство, предшествующее направлению»). Работая вместе, учителя могут внедрять подобные программы для этих учеников. В-четвертых, сотрудничество помогает учителям совершенствовать свою текущую практику и создает условия для саморазвития. И напоследок, еще раз отметим, что она является эффективным средством налаживания партнерских отношений и убеждает учителей в том, что они являются главными лицами в процессе изменений.
Ресурсный материал
Руководящие указания начальной школы по привлечению учащихся, на которых распространяется финансирование Категории А. Термин «Категория А» употребляется по отношению к ученикам с тяжелыми нарушениями развития.
Привлекая детей, имеющих право на финансирование по Категориям А, начальная школа исходит из идей и принципов, отраженных в Положениях о равном образование и инклюзии детей с ограниченными возможностями в массовую школу.
Руководящие указания по привлечению ребенка, на которого распространяется финансирование Категории А:
Школа
- Директор школы и учителя, ответственные за обучение ученика, ведут постоянные консультации и предоставляют исчерпывающую информацию друг другу.
- До зачисления ученика школа знает, какие ресурсы и поддержка необходимы.
Учитель ученика, на которого распространяется финансирование по категориям А
- Работает с классом, где количество учеников изменено в соответствии с уровнем поддержки, в которой нуждается ученик (наполненность класса определяется по согласованию между учителем и руководством).
- Проходит трехдневную профессиональную подготовку до начала обучения ребенка, на которого распространяется финансирование Категории А. Тип подготовки определяется в соответствии с потребностями учителя (например, посещение уроков, других школ, учебного центра).
- Специальный помощник учителя помогает выполнять индивидуальный учебный план. Объем помощи определяется в соответствии с условиями финансирования Департамента образования.
- Специальный помощник учителя готовит учебные средства, необходимые для достижения целей индивидуального учебного плана.
- На постоянной основе получает поддержку от учителя-методиста и районного центра услуг для детей и учебных заведений.
- Каждую неделю освобождается от одного урока (45 мин) и использует это время для планирования работы с учеником, который учится за финансирование Категории А.
- Имеет возможность пользоваться средствами, предусмотренными в бюджете школы на специальное образование.
- Проводит регулярные встречи с помощником учителя для обсуждения индивидуального учебного плана и путей его реализации.
- К концу третьего семестра предыдущего учебного года владеет информацией об ученике, который учится за финансирование Категории А.
- Совместно с учителем-методистом, одним из родителей и помощником учителя проводит регулярные совещания для анализа успехов ребенка в овладении индивидуальным учебным планом.
- Имеет возможность инициировать обсуждение насущных вопросов на заседаниях комитета по вопросам специального образования.
- Немедленно получает информацию о любых изменениях медицинского или физического характера, которые непосредственно влияют на достижение целей индивидуального учебного плана.
Учитель-методист (на базе школы)
- Предоставляет учителю и помощнику учителя помощь в планировании, преподавании и оценке индивидуального учебного плана.
- Ежегодно готовит заявку на финансирование.
- Обеспечивает учителю и помощнику учителя свободное от уроков время для планирования.
- Разрабатывает специальные программы для учащихся (например, для развития моторных навыков).
- Ищет и оценивает ресурсы, которые могут способствовать реализации индивидуального учебного плана (например, технические средства, литературу и т.д.).
- Поддерживает связи с логопедом, консультантом по психологии и личностному развитию, социальным работником и специалистом по трудотерапии.
Учителя-специалисты
При необходимости учителям-специалистам предоставляется возможность пройти соответствующую профессиональную подготовку или повысить квалификацию, чтобы облегчить процесс инклюзии ученика, который учится за финансирование Категории А.
Помощник учителя
- Получает информацию об индивидуальном учебном плане ученика и предоставляет свои рекомендации к нему.
- Обсуждает учебные достижения ученика с учителем во время регулярных встреч.
- Имеет возможность пройти надлежащую профессиональную подготовку.
- Участвует в заседаниях для обсуждения каких-либо вопросов.
- Является равным партнером в учебном процессе.
- Имеет время или возможность работать с детьми, на которых распространяется финансирование Категории А.
- Имеет возможность посещать встречи для обсуждения вопросов индивидуального учебного плана совместно с учителем, ресурсным учителем и родителями.
Персонал
- Должен быть проинформирован о необходимости ученика, который учится по финансированию Категории А.
- В начале учебного года проводится совещание с участием внештатных учителей, которые заменяют штатных работников. Цель совещания - предоставить информацию персоналу, который занимается детьми, учащимися по финансированию Категории А.
- Внештатный учитель, заменяющий основного учителя в классе, в котором учится ребенок за финансирование Категории А, в течение первых трех дней замены работает совместно с помощником, который ангажирован на полный рабочий день.
Ученики
- К ученикам необходимо относиться одинаково и с уважением.
- Воспринимаются как полноправные члены класса и всей школьной общины.
- Обучаются по индивидуальному учебному плану, который имеет практическое значение и соответствует их потребностям.
- Имеют те же права, что и другие ученики согласно принципам благоприятной школьной среды.
- Доступ ко всем удобствам и услугам школы.
- Имеют право на индивидуальную помощь, что соответствует их потребностям.
- При необходимости обеспечиваются оборудованием в соответствии с конкретными потребностями.
- Имеют право добиваться успеха на своем уровне.
Родители
- Приглашаются к участию в планировании учебной деятельности своего ребенка хотя бы раз в семестр.
- Получают экземпляр индивидуального учебного плана ребенка.
- Приглашаются к участию в заседаниях для обсуждения учебного процесса (на заседании также присутствуют представители других служб и учреждений, которые занимаются ребенком).
- Регулярно получают информацию об успеваемости ребенка.
- Получают информацию о программах профессиональной подготовки, которые касаются потребностей их ребенка, приглашаются к участию в этих программах.
- Участвуют в консультациях по выбору класса для ребенка.
- Поощряются к участию в планировании учебного процесса и преподавании учебной программы для их ребенка.
- Должны придерживаться установленного порядка коммуникации.
- Получают возможность приобщиться к подготовке ежегодной заявки для учащихся, обучающихся по финансированию Категории А (заявка подается от имени школы).
Другие ученики в начальной школе
- Получают информацию о типе ограниченных возможностей, поведении и потребностях ученика, который учится за счет Категории А.
- Получают помощь в общении с учениками, которые имеют ограниченные возможности.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)