Резюме
В этой работе речь пойдет о создании в учебных заведениях и органах образования необходимых условий для сосредоточения внимания на широком спектре учебных потребностей и предпочтений, существующих в современных классах. Для того, чтобы инклюзия была успешной, педагогам нужно работать над созданием образовательного климата и совокупности практических подходов, которые включают: принятия положительного отношения; политику и лидерство, направленные на оказание поддержки; процессы, происходящие в школах и классах, основанные на практической деятельности, подтвержденной результатами исследований; гибкую учебную программу и педагогику; привлечение общественности; содержательную рефлексию, а также необходимое обучение и ресурсы.
Введение.
Разговоры об инклюзивном образовании постепенно переходят от оправдания причин, почему следует принять на вооружение именно этот подход, к определению того, как его можно успешно воплотить в жизнь. Преимущества инклюзивного подхода к обучению всех учеников хорошо освещены в результатах научно-исследовательской работы и в литературе. Становится все более очевидным, особенно в последние 10 лет, этот подход полезен с социальной, академической и даже финансовой точки зрения, как для школьных систем, так и для всех детей, которые привлекаются к инклюзивному образованию. Добавьте к этому аспекты морали, этики и социальной справедливости, которые были показаны в ряде работ, и сразу становится понятно, что все сложнее оправдывать сегрегационные формы образования на любом уровне. Действительно, аргумент о том, что сегрегационные формы образования предоставляют детям определенные реальные преимущества (по сравнению с альтернативой, которой является инклюзивное образование) сейчас невозможно отстоять. Данных об очевидных преимуществах сегрегационного образования в научной литературе нет и никогда не было. Пришло время признать, что большинство учителей работает в средах, где присутствуют дети с различными потребностями, и рассмотреть, как предоставить им лучшую поддержку, чтобы обеспечить всем этим детям содержательное образование. Материал, который предлагается дальше, имеет целью подтолкнуть к обсуждению, какие условия необходимы для обеспечения «хорошей» инклюзии, а не предложить точный сценарий воплощения этого подхода в жизнь.
Инклюзивное образование.
Существует множество определений инклюзивного образования. Именно поэтому еще до начала обсуждения важно дать определение этого термина. Термин «инклюзивное образование» интерпретируют по-разному, иногда имея в виду совершенно противоположное тому, что он означает. Например, вот высказывание канадской учительницы во время недавней беседы: «Я использую инклюзивное образование в своем сегрегированном классе, потому что все дети с различными проблемами работают вместе». Этот пример является неправильным толкованием термина «инклюзивное образование» (возможно, преднамеренным, учитывая тот факт, что его сделал человек, который работает в области специального образования). Исследователи утверждают, что инклюзивное образование по отношению к ребенку с нарушениями практически по всем параметрам напоминает образование, которое могут получать дети без нарушений. Это означает отсутствие сегрегированных классов и полное участие в обучении в обычном классе, в котором дети с нарушениями проводят значительную часть своего времени и участвуют во всем, что происходит в классе, даже если эти занятия приходится модифицировать. Одна из целей инклюзии состоит в том, чтобы каждая школа была готова не только принять, но и приветствовать детей с нарушениями. Для этого может понадобится не только изменить построение и систему работы школ, но и к тому же, убеждения и ценности школьных работников. В инклюзивном классе ученик с тяжелым нарушением, несмотря на степень или природу этого нарушения, является членом коллектива, которого ценят. Этого ученика учит обычный классный учитель (которому, в случае потребности, оказывается помощь), он учится по обычной учебной программе (с модификациями и адаптацией), находит друзей; делает свой вклад в обучение всего класса, а также участвует во всех сферах школьной жизни в соответствии со своими интересами, год за годом учась рядом со своими сверстниками, переходя из детского сада до старших классов средней школы.
Семь столпов поддержки инклюзивного образования.
Сегодня существует очень много литературы о том, как наилучшим образом поддерживать инклюзивное образование. Однако в большинстве этой литературы непосредственно рассматриваются конкретные практические подходы и методы работы в классе. Это направление является важным и заслуживает внимания, однако, литературу о создании важных основных условий для поддержки этих практических подходов еще нужно изучать и анализировать, но она также заслуживает внимания. «Семь столпов поддержки инклюзивного образования», которые изложены ниже - это попытка придать определенную структуру существующей литературе и результатам научных исследований, уже существующих в этой области, а также способствовать дальнейшему анализу и обсуждению деятельности в этом направлении. Семь столпов поддержки можно рассматривать в качестве моста между оправданием следования инклюзивного подхода и более прагматичными практическими подходами и методами работы в классе. Они являют собой некий «компромисс» и, как можно надеяться, являются основой, на которой можно строить эффективную практическую работу. Использование аналогии со столбами вызывает у человека представление о различных контекстуальных факторах, которые вместе работают в поддержку великой идеи. В этом случае такой большой идеей является «эффективное инклюзивное образование». Столбы взаимосвязаны, и отдельно друг от друга способны предоставить только незначительную поддержку. Важно рассматривать все аспекты создания базовых условий для инклюзивного образования, одновременно и отдельно одно от другого (для этой дискуссии), и связанные одно с другим (в их совокупной важности для достижения единой цели). В конце концов, столбы являются эластичными и при соответствующих условиях они обеспечивают основу, которая является прочной и долговечной. Каждый из семи столбов поддержки представляет тему, которая наглядно отражена в научных исследованиях и литературе. К этим темам относятся уровни: развитие позитивного отношения; политика и лидерство, направленные на оказание поддержки; процессы, происходящие в школах и классах, которые основываются на подтвержденной результатами исследований практической деятельности; гибкие учебные программы и преподавания; привлечение общественности; содержательная рефлексия, а также необходимое обучение и ресурсы.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)