Развитие творческого потенциала молодежи с особыми образовательными потребностями
Современный этап становления национальной системы образования предусматривает приоритетность личностно-ориентированного обучения. Именно поэтому одаренность как образовательную проблему следует рассматривать в совокупности дидактических и дидактико-психологических теорий и методов обучения и развития одаренных детей в различных учебно-воспитательных заведениях.
Вопрос одаренности детей с отклонениями на современном этапе выделяет и система специального образования. Однако проблемы их педагогической поддержки мало исследованы. Между тем, примеры выдающихся людей свидетельствуют о том, что, несмотря на сложность психофизических нарушений (врожденных или приобретенных), таких, как слепота, глухота, нарушение опорно-двигательного аппарата вследствие детского церебрального паралича, у детей-инвалидов имеется высоко развитый интеллект, который облегчает работу поврежденного анализатора. Сочетание высоких способностей и трудностей различного характера отчасти приводит к чувству беспомощности и низкой учебной мотивации. Определенный опыт в этой области накоплен в Великобритании, США, где созданы специальные программы для одаренных детей с физическими недостатками.
Творческая одаренность (креативность) является сложной интегрированной системой личностных и интеллектуальных образований. Творческий потенциал личности является ядром креативной одаренности и предполагает не столько интеллектуальные возможности индивида, сколько развитую интуицию, воображение, эмпатию.
Теоретический анализ проблемы одаренности детей указывает на ее двуединство: потенциальную врожденную и актуальную (приобретенную в ходе обучения).
Изучение явления креативности у детей-инвалидов заключается, прежде всего, в поисках их потенциальных возможностей, изучении специфических проявлений креативности одаренности детей с различными пороками в развитии и определении реальных потребностей в поддержке и развитии способностей.
Одаренные дети-инвалиды - это дети с достаточным развитием познавательных, эмоциональных, регуляторных, психомоторных, личностных и других сторон психофизического развития, которые имеют определенные потенциальные задатки в различных видах деятельности, но из-за индивидуальных психофизических особенностей и трудностей обучения, обусловленных первичным недостатком, нуждаются в специальной поддержке и помощи.
К определяющим условиям для развития дарований относят:
- интеллект, специальные способности, креативность, которые можно объединить в группу когнитивных факторов;
- мотивационные, эмоциональные, волевые характеристики - не когнитивные, личностные факторы;
- условия воспитания и обучения ребенка или социальные факторы.
- познавательные возможности и потребности одаренных детей-инвалидов могут оставаться нереализованными, если учебный процесс будет ориентирован в основном на возраст ребенка и на то ограничение, которое накладывает физическое нарушение и его последствия. У таких детей развитие врожденных способностей и задатков может тормозиться как собственно нарушением, так и спецификой речевого, познавательного развития, сложности общения и трудностями в выражении своих мыслей. При таких условиях возникает большая вероятность того, что способности детей с особенностями психофизического развития останутся не выявленными, а интеллектуальный и творческий потенциал нереализованными. Поэтому нужно всегда помнить об основных признаках одаренности, а именно: заметное опережение по интеллектуальному уровню и уровню креативности, высокая мотивация успешности не наблюдается, хотя потенциал ребенка является высоким. Несоответствие уровня индивидуальных достижений потенциальным возможностям ребенка негативно влияет на самооценку, усложняя процесс социальной реабилитации ребенка. Неадекватная ситуация развития и обучения может вызвать не только торможение развития способностей ребенка, но и трудности усвоения базовых учебных навыков: письма, чтения, вычисления, изучения языка, проблемы эмоционального и поведенческого характера и тому подобное. Общая картина развития ребенка может скрывать его потенциальные возможности, будет наблюдаться явление, так называемое, скрытой одаренности. Это особенно опасно для формирования личности одаренного ребенка-инвалида, как правило, склонного к самоанализу, рефлексии, иногда угнетение самооценки, снижение уровня личных притязаний. Предотвратить это может максимальное содействие раскрытию одаренности у таких детей, предоставление им возможности реализовать высокие способности и потребности, стимулирование стремления к успеху, обеспечение соответствующими технологиями и создание благоприятных для этого условий.
- психолого-педагогическая наука выделяет несколько наиболее принципиальных, «узловых» моментов в работе с одаренными детьми, в системе развития способностей, среди которых на первых местах вопросы подготовки преподавательского состава к работе с одаренной молодежью является одним из важнейших.
- следует обсудить проблему физического, психического и духовного здоровья молодежи. Тенденции к его ухудшению всем хорошо известны и перед современными образовательными учреждениями стоит вопрос о проектировании школ сохранения и развития здоровья, а не его ухудшение.
- , опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями позволяет утверждать, что внедрение в практику работы новых образовательных технологий способствует активной модели коррекционного обучения; формирование у молодежи навыков и умений, необходимых для социализации; выработке общечеловеческих ценностей, созданию благоприятное атмосферы и формирования творческого потенциала личности.
При разработке программы тренингов для людей с особыми
потребностями, учитываются следующие их свойства:
- время наступления инвалидности;
- особенности их реакции на инвалидность;
- тяжесть нарушения (диапазон ограничений, вызванных заболеваниями или дефектом);
- уровень интеллектуального и эмоционального развития;
- соблюдение логической последовательности тренинговых занятий.
- образом, такие мероприятия дают возможность интеграции студентам с особенностями психофизического развития совместно с другими студентами.
Уважение и самоуважение как равновеликие факторы. Результативный учебный процесс в учреждении инклюзивной ориентации
Можно ли уважать себя и одновременно выражать уважение к каждому индивиду, с которым приходится иметь дело?! Конечно, вряд ли такое возможно. Очевидно, здесь уважение переплетается с умением сочувствовать, сопереживать, моделировать ситуацию и ставить себя на место другого. Все эти качества, предусматривают наличие у индивида терпения. Поэтому уважение и все, что является производным от него, все, что его дополняет и сопровождает - очень важные аспекты, как в жизни людей, в целом, так и в учебном процессе на всех его уровнях, в частности.
Конечно, можно утверждать, что уважение и самоуважение - это, так сказать, границы, которые искусственно вмещает в себя личность. Однако это безусловный залог успешности человека (своеобразный уровень адекватного восприятия ситуации), особенно преподавателя в процессе преподавания и интеллектуального диалога со студентами. И здесь педагог должен быть ведущим. Молодой человек, видя действенность такого «метода» (модель поведения) сосуществования в малых общественных группах, обязательно перенесет его за пределы учебного заведения: в среду будущего места работы, в среду семьи и других кругов общения.
Уважение, кроме того, что является залогом сознательного существования каждой личности в обществе, также - действенный метод в обучении. А именно потому, что еще и стирает коммуникативные барьеры, позволяет студентам лучше демонстрировать свои знания, личные позиции, по тем или иным вопросам, создает условия для интеллектуальных диалогов, дискуссий, полемик. А это все - залог движения образования, науки, общественных процессов. Уважение в социуме, как общественный катализатор, который создает лучшие условия для любого прогресса человечества.
Особым образом такое снятие коммуникативных барьеров через призму уважения, обеспечивает комфортные условия для сотрудничества преподавателя и студентов с особыми потребностями. Ведь именно такой категории людей нужно чувствовать себя привычно, естественно, не на обочине общественных групп или общественных институтов. Для этих студентов важно построить коммуникативную среду, которая не позволяла бы им замыкаться от мира, от общения, интеллектуального познания и саморазвития. Конечно, самым высоким уровнем такой среды и являются образовательные учреждения инклюзивной ориентации. Но такие заведения не должны быть определенной категорией в разделе высших учебных заведений. Все без исключения вузы должны ориентироваться на специфического студента так же, как и на студента с полноценными физическими возможностями, и создавать равноправные условия для получения образования всем категориям людей. Это все конечно не должно быть такой непреодолимой проблемой в материальном плане, но это создает проблему в плане социальном, духовном, нравственном. И собственно именно поэтому так важно воспитать у каждого из нас ценности, лежащие в основе человечности. «Если хочешь изменить мир - начни с себя!». Итак, самоуважение обеспечивает уважение к другим, а уважение к другим позволяет понять, кто мы есть.
Ведь все человеческое начинается с человека и только от нас зависит, насколько этичным будет наше общество.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)