Обучение и воспитание детей с нарушением слуха в условиях инклюзии
Национальная доктрина развития образования ставит целью всем педагогическим коллективам учебных заведений постоянное обновление содержания образования и организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с демократическими ценностями, современными научными достижениями, формированием творческой, инициативной, жизненно компетентной личности.
Современное специальное образование должно быть направлено на поиск инновационных моделей развития жизненной и социальной компетенции, социализации детей с нарушениями слуха в условиях современных реалий. Важным фактором является высокое качество образования, которое определено как государственный приоритет. Принятая Концепция развития образования определяет инновационное пространство, подчеркивая необходимость обеспечения ускоренного, опережающего его развития. Это побуждает к поиску путей эффективного внедрения инновационных технологий, направленных на обновление теории, практики образования, совершенствование учебно-воспитательного процесса детей с особыми потребностями.
Материально-техническое обеспечение учебного учреждения способствует равному доступу детей с недостатками слуха к качественному образованию.
Использование мультимедиа в учебном процессе предполагает:
- мотивацию учебной деятельности, мотивацию достижения, направления успеха, когда желанным является продвижение вперед, интерес ко всему новому;
- помогает учителю организовать процесс усвоения знаний, умений и навыков таким образом, чтобы ученик был вынужден постоянно тренировать не столько память, сколько способность решать творческие задачи.
- , который увидит на экране ярко представленный материал, навсегда оставит его в памяти.
- мультимедийных средств на уроках и во время проведения воспитательных мероприятий дает возможность учителям заведения: дозировано выкладывать материал, учитывая скорость восприятия учащимися; осуществлять виртуальное взаимодействие глухих детей с процессами познания, которые находят свое отражение на экране.
- педагог следит, чтобы уроки с использованием мультимедийных средств были максимально наглядными, а потому понятными и доступными.
С помощью технических средств обучения расширяются материальные основы обучения, раскрывается сущность понятия и обеспечивается полноценное формирование наглядно-образного мышления, что является предпосылкой успешного развития логического мышления. Использование технических средств обучения в школах для детей с нарушением слуха обеспечивает решение ряда важных задач:
- повышение качества знаний учащихся;
- увеличение плотности урока;
- стимулирование самостоятельной творческой деятельности и повышение мотивации обучения глухих школьников.
К проблеме внедрения международных стандартов обеспечения и защиты прав и свобод людей с особыми потребностями
Проблемы адаптации инвалидов в обществе относятся к международным проблемам. Решающим фактором в международном регулировании этой проблемы является определение того, что вопрос инвалидности относится к сфере прав человека, однако, несмотря на то, что принято значительное количество международных актов, люди с особыми потребностями во всем мире продолжают подвергаться дискриминации.
Необходимы своевременные конструктивные внутригосударственные реформы, которые бы закрепляли правозащитный механизм, могли бы способствовать улучшению состояния решения проблем лиц с особыми потребностями. От социальной защиты инвалидов необходимо срочно переходить к реальному обеспечению их прав. Выверенные и постепенные шаги нашего государства по соблюдению прав и свобод лиц с инвалидностью позволят гармонизировать нормы отечественного законодательства с международными стандартами, планомерно создавать систему их практической реализации.
Существуют различные типы интеграции:
Социальная интеграция. Лица с особыми образовательными потребностями вместе со здоровыми детьми участвуют в образовательной деятельности, однако они не вместе, а учатся в специальных классах, академических группах учебных заведений.
Функциональная интеграция. Лица с особыми образовательными потребностями учатся в одном классе или академической группе со здоровыми детьми. Существует два типа такой интеграции: частичная и полная. При частичной интеграции личности с особыми потребностями учатся в отдельном специальном классе, академической группе или отделении и посещают вместе со здоровыми детьми лишь отдельные занятия. При полной интеграции - проводят все время в классах или академических группах.
Спонтанная или неконтролируемая (стихийная) интеграция имеет место тогда, когда лица с особыми образовательными потребностями посещают общеобразовательные классы или академические группы без получения специально организованной помощи.
Формирование инклюзивной компетентности социальных педагогов, как направление реализации компетентностного подхода в области образования
Повышение квалификации преподавателей представляет комплексный, системный и непрерывный процесс развития профессионального потенциала личности преподавателя. Под комплексностью процесса повышения квалификации понимают не только объединение различных форм и видов повышения квалификации, но и повышение квалификации по различным направлениям работы преподавателя. Системность повышения квалификации предусматривает взаимосвязь этого процесса с другими аспектами управления персоналом, важнейшие из которых - мотивация, планирование и организация повышения квалификации.
В целом, совершенствование педагогического мастерства преподавателей проходит несколькими путями:
- на курсах начинающих преподавателей, которые закладывают основы их педагогического мастерства;
- на курсах повышения квалификации преподавателей в ведущих вузах;
- самообразование.
- подготовки преподавателей базируется на хорошо проверенных принципах, которые уже стали народными: ты мне скажешь - я забуду; ты мне покажешь - я запомню; если ты меня привлечешь - я пойму.
- из этих принципов, в рамках системы совершенствования мастерства преподавателя сначала идет слово: читаются лекции, работает постоянно действующий семинар, проводятся методические совещания и конференции. Затем преподавателям показывают саму технологию организации и проведения занятий в современных условиях. Они привлекаются к семинарам-практикумам, семинарам-тренингам, посещают открытые и показательные занятия ведущих преподавателей вузов, на которых они видят процесс обучения с использованием инновационных технологий.
- этапом этого дела является самостоятельное проведение преподавателями пробных занятий, где они окончательно должны понять сущность новейших технологий обучения и овладеть методикой их применения. В то же время, для активизации познавательной мотивации преподавателя по результатам оценки этих занятий проводится их аттестация.
- образом, работа преподавателя - очень сложный мыслительный процесс, который требует умелого выполнения конструктивной, организационной, исследовательской и других функций. Анализ этих функций показывает, что центральной проблемой педагогической деятельности преподавателя является его творчество. Творчество характеризуется, как самостоятельное использование достижений педагогической науки и передовой практики такими средствами, когда в решение учебно-воспитательных задач постоянно вносится свое, новое, более совершенное и преподаватель, при этом, оптимально объединяет испытание методики и новейшие технологии обучения.
- эффективного решения задач обучения преподавателю, прежде всего, необходима педагогическая грамотность, эрудированность, теоретическая подготовка и практическое знание отрасли, которую он преподает.
- грамотность и высокая эрудированность преподавателя дает ему возможность проводить глубокую диагностику предмета обучения, а именно: установить, что усваивается студентами лучше, а что сложнее, что интересно, а что волнует и почему. Это позволяет преподавателю выбирать верные пути и средства воздействия на студентов, вовремя оценивать результативность обучения, корректировать свои действия и, в целом, мастерски владеть методикой и техникой влияния на студента. Все это вместе совершенствует процесс обучения, повышает его эффективность. Непосредственное воспитательное воздействие на слушателей преподаватель осуществляет применением своих педагогических навыков и умений: познавательных, проектировочных, организационных, коммуникативных и др.
- структура занятия, неорганизованность в работе студентов встречается почти в 2 раза больше у начинающих преподавателей, чем у опытных. Исходя из этого, в ходе занятий с начинающими преподавателями, обращается особое внимание на формирование у них организационных навыков и умений, а именно: умение создать оптимальные группировки студентов в аудитории; организовать содержание учебного материала в ходе его преподавания; управлять познавательной деятельностью студентов, своим собственным поведением и др.
- значение для преподавателя, воспитателя имеют коммуникативные навыки, умение, а именно: общение со студентами и др.
- ходе проведения занятий по повышению квалификации особое внимание привлекается к технике преподавания дисциплины, культуре речи и владению необходимыми мимикой и жестами. Преподаватель, как артист на сцене, должен обладать указанными навыками. Необходимо отметить, что навыки и умения в сочетании с другими качествами личности преподавателя представляют собой сложное психолого-педагогическое образование в личности преподавателя, его педагогическую культуру.
- образом, педагог-мастер - это специалист высокой культуры, который глубоко усвоил свою дисциплину, исследователь, разумеется, в вопросах общей психологии и педагогики, хорошо владеет педагогической техникой.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)