Социализация учащихся с особыми потребностями в профессиональных учебных заведениях
Проблема социализации учащихся с особыми потребностями в процессе обучения в профессионально-технических учебных заведениях сегодня еще недостаточно исследована. Первокурсники с особыми потребностями поступают в профессионально-технические учебные заведения, имея недостаточный объем необходимых знаний, умений и навыков.
Учащиеся с ограниченными физическими возможностями в профессиональном учебном заведении могут получать такой социальный опыт, как и их здоровые товарищи.
Совместное обучение в группах полезное и для учеников без отклонений. Ведь они начинают понимать, с какими трудностями встречаются их сверстники-инвалиды, становятся сострадательными, гуманными. Они наблюдают за тем, как человек может преодолеть значительные препятствия, чтобы достичь цели и успеха.
Повседневные контакты с учениками с особенностями в развитии способствуют расширению социального опыта и личностному развитию сверстников.
Педагогам профессионального учебного заведения нужно создавать в таких группах позитивный настрой, хороший микроклимат и способствовать отношению к ученикам с особыми потребностями как к равноправным членам коллектива.
В процессе социальной работы педагоги, мастера производственного обучения, воспитатели общежития, социальные педагоги и практические психологи профессиональных учебных заведений должны стимулировать воспитанников на активизацию и развитие их собственных сил, проявление ответственности за организацию своей жизни; обеспечить реальные условия для сотрудничества.
Педагогам необходимо особое внимание уделять созданию правильной ценностно-нормативной системы воспитания будущего гражданина, которая включала бы культурные, нравственные и этические ценности. Также следует проводить разъяснительную работу о специфике той или иной профессии, потому что жизненное самоопределение учащихся с особыми потребностями - прежде всего, связано с выбором ими будущей профессии. При этом они ориентируются только на ее внешнюю сторону. Нужно создавать механизмы социального патронажа учеников с особыми потребностями.
Эффективность процесса социализации учащихся с особыми потребностями в профессиональном учебном заведении в значительной степени зависит от гуманного отношения и профессиональной компетенции специалистов, работающих с ними, а также надлежащей материальной и моральной поддержки их от государства.
В XXI веке совершенствование системы образования и воспитания в соответствии с принципами гуманизации и индивидуализации предполагает максимальный учет личностных и психофизических особенностей студентов и создание таких условий образования, которые способствуют своевременному и полноценному развитию всех сторон личности студента и его успешному обучению.
Особенность работы психолога и социального работника с людьми с ограниченными психофизическими возможностями заключается в создании таких социально-психологических условий, которые способствуют внутреннему развитию такого человека, достижению им своих целей, реализации различных типов поведения, гибкой адаптации. Надо создать атмосферу безопасности, в которой отсутствует внешнее оценивание.
Адаптация как условие социализации личности
Психологическая адаптация рассматривается как необходимое условие социализации личности к условиям обучения в вузе. Социализацию характеризуют как процесс вхождения личности в новую среду.
К сожалению, не каждый первокурсник успешно включается в студенческую жизнь. Перед первой экзаменационной сессией ухудшается, снижается самочувствие, активность студентов (некоторая нормализация наступает во втором семестре).
Адаптация может характеризоваться следующими признаками:
- удовлетворенность взаимоотношениями;
- сформированность умений самостоятельной работы;
- самооценка с точки зрения профессиональной подготовки;
- эффективность деятельности личности (выражает академическую успеваемость);
- профессиональная направленность (наличие необходимых профессиональных качеств);
- эмоциональное самочувствие;
- степень усвоения ценностей и норм микро социума.
- две группы факторов, влияющих на успешность адаптации: субъективные (возраст, пол, физиологические и психологические характеристики человека) и факторы среды (условия труда, режим и характер деятельности, особенности социальной среды). Таким образом, студенту важно научиться учиться, то есть получать самостоятельно знания, основанные на творческом мышлении, а не на усвоении определенного набора знаний. Ведь это будет способствовать в будущем и профессиональному становлению личности. Преподавателям нужно выработать у студентов новое отношение к учебе, где основным выступает сам процесс движения мысли, а не только результат учебной деятельности (оценки).
Управление процессом социализации личности в поликультурной среде
Третье тысячелетие, прихода которого с надеждой, страхом и трепетом ожидало человечество, уже почти завершает свое второе десятилетие. Каким предстало оно перед человечеством? Что принципиально нового внесло оно в историю? Какие вызовы делегирует новое тысячелетие человеку, и каким должно стать образование, воспитание, социализация личности, чтобы идти в ногу со временем, обеспечивать ее самореализацию?
Коротко ответить на эти вопросы можно следующим образом: пережив катаклизмы ХХ века, мир как-то незаметно втянулся в новые проблемы и противоречия, главные из которых связаны с новыми ведущими детерминантами мировой динамики - глобализацией и информационной революцией. Образование, подготовка человека к жизни, должны разворачиваться как ответ на вызовы именно этих фундаментальных факторов.
Молодой человек с особыми потребностями должен понять, с какой реальностью ему нужно иметь дело, когда он вступит в самостоятельную жизнь. Студенческая молодежь должна быть готовой к преодолению трудностей, которые встретятся на ее пути, верить в прекрасное, надеяться на добро и стремиться к любви. Ведь только любовь создает культурные ценности, обеспечивает человеку его реальную свободу.
Человек - существо социальное. Его основные характеристики задаются обществом, которое заинтересовано в том, чтобы он формировался как личность со всеми культурными признаками, которые в нем доминируют.
Управление социализацией личности в поликультурной среде является объективным процессом целенаправленного упорядочения взаимовлияния основных факторов социализации с целью обеспечения желаемого результата - установления толерантной всесторонне развитой личности, способной к пониманию, общению и сотрудничеству с представителями разных народов и культур.
Главными направлениями управления являются:
- обеспечение формирования положительной поликультурной среды;
- составление и передача следующим поколениям конструктивного опыта общения между народами в разные исторические времена и эпохи;
- оптимизация (на уровне государственной политики и локальных социальных систем) культурного взаимодействия и сотрудничества между народами и культурами;
- усиление языкового воспитания;
- целенаправленное воспитание таких качеств личности, как толерантность, настрой на сотрудничество, миролюбивость и милосердие, а также нетерпимость и непримиримость ко всяким проявлениям бескультурья, насилия над личностью.
- постоянно осуществлять, насколько это возможно, помощь молодому человеку с особыми потребностями в преодоление духовной слабости, растерянности и неприкаянности. Это требует широкомасштабных разработок программ социализации студенческой молодежи с особыми потребностями, вступающих в самостоятельную жизнь.
- личностного подхода в процессе обучения лиц с особыми потребностями
- приходит в наш мир как носитель социальных, культурных, политических отношений, он рождается, чтобы быть счастливым, нужным другим. Но часто возникает вопрос: «Как быть тем, кто появился на свет с определенными недостатками или получил их по объективным причинам?».
- , как образовательный процесс, является весьма важным для развития ребенка и поэтому квалифицированные педагоги должны обратить внимание на ряд обстоятельств, которые определяют трудности в обучении. Вовремя обнаруженные на начальном обучении ребенка определенные трудности, будут способствовать в дальнейшем эффективной, коррекционной помощи, как ребенку, так и его родителям.
- процессе обучения может возникнуть ряд трудностей:
- трудности при изучении алфавита;
- могут возникать ошибки, когда ребенок читает вслух, делает частые повторы, паузы;
- может не понимать, что читает, странно держать карандаш;
- трудности в формулировке мыслей при письме;
- ограниченный словарный запас;
- может не придерживаться социальных норм во время разговора;
- трудности при выражении своих мыслей;
- может путать математические символы, цифры и др.
- , чтобы улучшить жизнь детей с особыми потребностями должны:
- узнавать лучше о сильных сторонах и интересах ребенка, поддерживать его;
- давать ребенку положительную оценку и возможность практической деятельности во время занятия;
- распределять задания на определенные шаги и давать больше времени для выполнения задания;
- позволять пользоваться конспектами других детей, использовать диктофон;
- сотрудничать с родителями ребенка;
- хвалить ребенка за хорошо выполненную работу.
- обучения является очень сложным алгоритмом последовательных, кропотливых действий. Педагогу необходимо уделять должное внимание всем детям, потому что каждый ребенок является личностью. Именно поэтому очень трудно уделять должное внимание ребенку с особыми потребностями во время общего процесса обучения. Поэтому целесообразно внедрять в жизнь, на базе образовательных учреждений, дни общения, сотрудничества, занятий с детьми с особыми потребностями, их родителями. Здесь могли бы помогать студенты под наблюдением квалифицированных специалистов. Для студентов это могло бы служить как опыт работы, а для специалистов эта деятельность может быть как помощь человеку, как исследовательская работа и возможность внедрения новых методик обучения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)