«Линза инвалидности» - инструмент для разработки и внедрения политики
«Линза инвалидности» - это инструмент для разработки и внедрения политики, которая является инклюзивной в отношении лиц с инвалидностью. «Линза инвалидности» помогает выяснять проблемные аспекты любой законодательной инициативы, планов, программ, которые прямо или косвенно касаются людей с инвалидностью, и наметить пути выхода из ситуации.
Она предоставляет специалистам, которые разрабатывают и анализируют государственную политику, схему для изучения и корректировки влияния предложенной инициативы, программы на социальное положение лиц с инвалидностью.
Она позволяет взглянуть под новым углом на основные причины таких проблем как дискриминация, неблагоприятные условия и ограниченные возможности для людей с инвалидностью.
Она является средством создания социальной среды, которое учитывает права и потребности лиц с инвалидностью.
Она помогает ликвидировать дискриминацию в отношении людей с инвалидностью и предоставляет им возможность для полноценного участия в жизни общества.
С помощью «линзы инвалидности» (в буквальном значении «линза» - это средство для улучшения зрения, которое усиливает четкость видения) можно определить реальную степень инклюзивности политики, которая действует в России по отношению к людям с инвалидностью. Рассмотрение законодательно-нормативных актов, программ, инструкций и процедур через «линзу инвалидности» означает, другими словами, рассмотрение сквозь ряд специальных оценочных методик. Для анализа определенного документа можно использовать различные формы этого аналитического инструмента. Однако нужно придерживаться главного принципа - рассматривать все утверждения как через увеличительное стекло, ища среди них такие, которые необходимо изменить, чтобы предоставить им инклюзивный характер. Методы «линзы инвалидности» построены таким образом, чтобы помочь представителям различных институтов (государственных и неправительственных) оценивать уже существующие или разрабатываемые, программы, законодательно-нормативные документы с точки зрения недискриминации, равенства возможностей, уважения к особенностям, полного и эффективного включения в общественную жизнь людей с инвалидностью.
Фактически, «линза» - это ряд вопросов относительно существующей политики в отношении людей с инвалидностью, в том числе правительственных инициатив. Вопросы, направленные на выявление основных аспектов ее влияния, помогают обеспечить создание более совершенных законов, программ и услуг, которые:
- являются инклюзивными в отношении лиц с инвалидностью;
- являются недискриминационными;
- основанные на уважении прав и потребностей лиц с инвалидностью;
- соответствуют принципам «универсального дизайна», обеспечивая доступность и «разумное приспособление» для лиц с инвалидностью;
- учитывают в процессе предоставления услуг, рассчитанных на широкие массы населения, конкретные потребности лиц с инвалидностью в соответствии с типом ограничения;
- предотвращают непредсказуемые негативные последствия;
- разработаны с учетом предложений лиц с инвалидностью;
- обеспечивают полное и эффективное включение в общественную жизнь людей с инвалидностью;
- отражают цели правительства по достижению равных и справедливых условий для всех без исключения граждан.
Следует подчеркнуть, что «линза инвалидности» является не только средством анализа и разработки политики. Она является одновременно и средством внедрения и создания условий для инклюзивной практики.
Когда следует применять «линзу инвалидности»?
«Линзу инвалидности» можно использовать для обработки любой инициативы, которая прямо или косвенно касается лиц с инвалидностью. Ее могут взять на вооружение органы власти и общественные институты.
«Линзу» нужно применять перед написанием или использованием любых законодательно-нормативных актов, любых формальных инструкций, при проведении мероприятий. Ее применение позволяет получить важную информацию, которая может быть полезной на этапе корректировки проектов законов и нормативных актов с целью предоставления им инклюзивного характера.
«Линзу» рекомендуется применять в процессе:
- определения проблемы;
- определения критериев ценности;
- изучения альтернатив;
- оценки перспектив реализации;
- выработки рекомендаций.
Последствия применения «линзы инвалидности»:
- Способствует совершенствованию программ и услуг для лиц с инвалидностью. Поскольку еще на этапе планирования, которое осуществляется с учетом предложений и интересов людей с инвалидностью, приспособления под различные типы их особых потребностей обеспечиваются именно там, где они необходимы пользователям.
- Помогает повышать уровень эффективности. Поскольку приспособления для пользователей, предварительно заложенные в программах и услугах, позволяют экономить время и средства, так как нет необходимости корректировать услуги и поддержку тогда, когда они уже предоставляются. Например, учитывая финансовые расходы и затраты времени, рационально в самом начале строительства создавать архитектурно-доступные сооружения для маломобильных граждан, чем осуществлять архитектурные изменения на более позднем этапе.
- Максимально повышает вероятность обеспечения и реализации прав. Люди с инвалидностью сегодня сталкиваются с многочисленными барьерами в реализации их прав, чувствуя на себе двойную дискриминацию. Использование «линзы инвалидности» позволит на уровне государства принять меры, направленные на обеспечение полного и равного пользования людьми с инвалидностью всеми правами человека и основными свободами.
- Помогает избежать негативного побочного эффекта для лиц с инвалидностью в процессе внесения изменений в существующую политику. Жизненные реалии и потребности таких лиц неоднородны. Поэтому, проводя анализ с помощью «Линзы инвалидности», нужно учитывать целый ряд переменных величин. Например, различные типы ограничения возможностей или их комбинации в отношении людей с инвалидностью (возрастные, культурные, гендерные характеристики и влияние политики на их семьи или попечителей). Это осуществляется для того, чтобы выявленные потребности можно было соответствующим образом учесть в процессе разработки специальных программ. «Линза инвалидности» помогает преодолеть препятствия в отношении, которые возникают вследствие существующих ценностей, убеждений и институциональных барьеров, обусловленных властью на уровне законодательства, и исполнительной практики.
История движения людей с инвалидностью за свои права
История движения за права людей с инвалидностью - это история отдельных людей и организаций, стран и всего мирового сообщества. В каждой стране оно имеет свои особенности, временные рамки и предпосылки. В то же время, движение имеет также и общие цели - улучшение положения лиц с инвалидностью, обеспечение реализации их прав, интеграция в общество.
Из истории движения за права людей с инвалидностью в Канаде
Генри Еннз (Канада), один из лидеров международного движения за права людей с инвалидностью, в своих выступлениях подчеркивал, что становление движения за права людей с инвалидностью имеет соответствующие этапы, которые были связаны с многими факторами - экономическими, социальными, политическими. «В западном обществе бытует мнение, - говорил он, выступая перед общественностью, - что есть несколько периодов в развитии отношения к людям с инвалидностью. Первый - доиндустриальный. Второй - индустриальный. Третий - период прав человека, или равноправия».
В доиндустриальный период отношение к людям с инвалидностью было как к нищим. Хотя, иногда эти нищие кормили целую семью.
В индустриальный период людей с инвалидностью оценивали по тому вкладу, который они могли сделать. А поскольку в XYII - XYIII веках они не могли работать на фабриках, предприятиях, то к ним и было соответствующее отношение. Общество того времени должно было найти выход для людей, которые сидели на улицах Лондона или других городов Европы, или находились дома. Именно тогда и начали создавать дома для бедных слоев населения, для людей с инвалидностью. То есть был основан подход, который называется «благотворительный», учитывающий то обстоятельство, что эти люди не могут сами о себе позаботиться.
60-е годы прошлого века были годами изменений, годами различных гражданских движений. В эти годы началось студенческое движение, движение за права потребителей, движение против чрезмерного употребления медицинских препаратов и т.д. Тогда же началось движение родителей, чьи дети имели умственные недостатки, за интеграцию этих детей в школьную систему.
В 70-х годах в Манитобе почти 2 тыс. людей с нарушениями развития находились в специальных заведениях. В подавляющем большинстве эти заведения на сегодняшний день свернули свою деятельность. Манитоба была первой провинцией Канады, которая приняла закон об интеграции детей с нарушениями в школьные системы.
В 80-х годы организация людей с инвалидностью выдвинула предложение на мировом уровне о создании Международной Организации людей с инвалидностью. Офис этой организации расположен сейчас в Виннипеге.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)