Профессиональное самосовершенствование практического психолога в условиях инклюзии
Трансформационные процессы, происходящие в современном обществе, направлены на реализацию гуманистической парадигмы образования. Согласно личностно-ориентированного, компетентностного и системного подходов, базовым является положение о ребенке как о высшей ценности. У каждого человека есть задатки, одаренность, талант к определенному виду или нескольким видам деятельности. Уважать в каждом ученике человека, проявлять к нему гуманное отношение - это, прежде всего, раскрыть в нем такую человеческую неповторимость.
Одним из путей реализации гуманистической парадигмы образования является введение инклюзивного обучения. Инклюзивное обучение - это комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному образованию детям с особыми образовательными потребностями путем организации их обучения в общеобразовательных учебных заведениях на основе применения личностно-ориентированных методов обучения, с учетом индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности таких детей. Несмотря на это, возникает потребность в высококвалифицированных специалистах, способных познавать внутренний мир личности, оптимально решать профессиональные задачи в современном образовательном пространстве, быстро адаптироваться к изменениям.
Успешное решение этих задач требует от специалистов выбора стратегии непрерывного образования на протяжении жизни для совершенствования теоретических, прикладных и личностных аспектов профессиональной деятельности. Поэтому определяющим на современном этапе является профессиональное самосовершенствование, как процесс быстрого реагирования на образовательные изменения. Проблема самосовершенствования нашла свое отражение в классическом педагогическом наследии, зарубежной педагогической науке и отечественной научной мысли. Вопрос профессионального самосовершенствования в условиях введения инклюзии практически не разработан и требует комплексного подхода, который учитывал бы соответствие современным образовательным тенденциям и способствовал повышению профессионального роста.
В Национальной стратегии развития образования сказано: «Большое внимание должно быть уделено самообразовательной деятельности, развитию профессиональной культуры, обеспечению непрерывности образования и обучения в течение жизни».
Введение альтернативных форм обучения детей с особыми потребностями требует быстрого реагирования педагогов на образовательные изменения, поэтому важное значение приобретает организация самообразовательной деятельности. Совершенствование педагогического мастерства – это, прежде всего, самообразование, личные усилия, направленные на повышение собственной культуры труда, культуры мышления.
Профессиональное самосовершенствование психолога в условиях инклюзии обеспечивается комплексом мероприятий, включающих, с одной стороны, личностную парадигму; а с другой - систему методической работы.
Спланировать работу по профессиональному росту практическому психологу целесообразно в произвольной форме, разработав индивидуальную программу профессионального самосовершенствования, основываясь на постулатах компетентностной парадигмы. Такая программа должна интегрировать все направления деятельности практического психолога: диагностическое, просветительское, коррекционно-развивающее, профилактическое и консультативное.
Практический психолог в инклюзивной среде формирует психологическую готовность участников учебно-воспитательного процесса (учеников, родителей, педагогического коллектива) к взаимодействию с ребенком с особыми образовательными потребностями.
При изучении психического развития ребенка психолог выявляет факторы, которые обусловливают трудности познавательной деятельности, общения и социальной адаптации, а также те резервы, которые можно использовать в коррекционно-развивающей работе.
Важным направлением работы психолога в условиях инклюзии является своевременно и комплексно проведенная диагностика. Алгоритм работы психолога в условиях инклюзии определен в нормативных документах.
Успешность обучения ребенка в условиях инклюзии зависит от ранней диагностики и своевременно предоставленной соответствующей помощи специалистами. В этом аспекте также большое значение приобретает просветительская, профилактическая и консультативная работа психолога с участниками учебно-воспитательного процесса.
Психологическое сопровождение включает проведение тренинговых занятий, лекториев, семинаров, консилиумов, выступлений и т.д., содержание которых направлено на преодоление предвзятого отношения к детям с особыми потребностями, разрушение мифов и стереотипов, стигматизации и дискриминации.
Эффективной является ориентация на трехфакторную парадигму образования, включая научно-теоретическую, дидактико-методическую подготовку, совершенствование личностных качеств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в условиях инклюзии. Научно-теоретический блок самосовершенствования практического психолога в условиях инклюзии должен включать:
- комплекс теоретических основ инклюзивного обучения;
- комплекс современных исследований организации учебно-воспитательного процесса учащихся с особыми потребностями;
- комплекс особенностей учебно-воспитательного процесса учащихся различных нозологий и др.
Учитывая постулат опережающего характера образования, практический психолог предусматривает комплекс мероприятий (знакомство с литературой, изучение опыта работы всех участников в условиях инклюзии, участие в работе конференций и семинаров по обмену опытом работы специалистов в условиях инклюзии и др.).
Дидактико-методическая подготовка ориентирована на адаптацию и модификацию учебного материала, применение адекватных для ребенка форм и методов обучения и воспитания, составление индивидуальных планов относительно зоны ближайшего развития ребенка и тому подобное. В этом аспекте психологическое сопровождение должно быть направлено:
- на разработку коррекционно-развивающих программ для учащихся различных нозологий с учетом потенциальных возможностей и физических ограничений;
- на участие в работе методических объединений;
- на посещение мастер-классов ведущих специалистов;
- на применение информационно-коммуникационных технологий для учащихся с особыми потребностями, в частности, применение специальных учебно-методических комплексов и программ для учащихся с различными нарушениями.
Основная цель - ознакомление с адекватными психолого-педагогическими воздействиями на ребенка с особыми потребностями в условиях инклюзии.
Личностный блок ориентирован на совершенствование личностных качеств, включая совокупность организационных, гностических, мотивационных, морально-волевых, управленческих, когнитивных и коммуникативных факторов, необходимых для применения адекватных технологий для учащихся определенных нозологий, налаживание конструктивного взаимодействия в условиях инклюзии. Данный аспект включает коллективную и индивидуальную работу практического психолога: разработку индивидуальных программ развития, адаптации методических и тестовых материалов, проведение деловых игр и тренингов для педагогов и родителей, проведение методических декад и недель, написание статей, методических пособий, разработку дидактических материалов к определенным темам и разделам и др.
Для эффективности процесса самосовершенствования практическому психологу целесообразно разграничить работу по блокам на определенные этапы, ориентируясь на метод проектов. Первый этап - подготовительный, включает мониторинг уровня готовности психолога к организации работы в условиях инклюзии, мониторинг потребностей учителей и планирование работы по самосовершенствованию в соответствии с инклюзивной парадигмой. Второй этап - технологический, включает ознакомление с первоисточниками, литературой, организацию коллективной и индивидуальной работы в соответствии с планом, который ориентирован на взаимодействие всех звеньев сопровождения ребенка в условиях инклюзии. Третий этап - итоговый, включает мониторинг самообразовательной деятельности, анализ психолого-педагогического сопровождения всех участников в условиях инклюзии и прогностики на будущее.
Результатом профессионального самосовершенствования являются изменения, происходящие в личности психолога, и мониторинг сопровождения учебно-воспитательного процесса в условиях инклюзии.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)