Основные характеристики доступной среды
Для доступной среды главными являются две характеристики:
- интегрированные инструменты, которые обеспечивают доступность для большого количества учащихся;
- гибкое преподавание общей учебной программы, которое может удовлетворить потребности конкретных учеников.
Можно определить доступную среду как учебную программу, которая:
- представляет информацию во многих форматах и разными способами;
- обеспечивает различные пути для ученических действий и демонстрации своих учебных результатов;
- предоставляет возможности для интереса учащихся и их мотивации.
Таким образом, доступная среда создает структуру для учителей, обеспечивает доступность и соответствие методов преподавания, учебной программы и процесса оценки для разных учеников, которые получают пользу от учебного процесса.
Доступная среда обеспечивает гибкость учебной программы, использование различных методов преподавания и различных способов оценивания учебных результатов учеников, учитывая многообразие их потребностей и их подготовку к усвоению общей учебной программы.
Доступная среда в образовании:
- формирует философию образования, учебного процесса, среды, учитывающей потребности всех учащихся;
- меняет стереотипы и подходы к преподаванию и обучению;
- признает право каждого человека на образование без каких-либо ограничений;
- меняет учебный процесс и среду, а не ученика;
- поддерживает междисциплинарный подход с участием широкого круга специалистов;
- поддерживает гибкость учебных программ, различные методы преподавания, различные способы и формы контроля знаний с учетом их сильных сторон и потребностей;
- требует от педагогов, администрации школ, других привлеченных специалистов понимания эффективных способов интеграции новых методов обучения, вспомогательных технологий в ежедневную практику педагогов и функционирования учебных заведений;
- не является «одним размером, который подходит для всех», а предусматривает, прежде всего, гибкость и поиск альтернативных решений; процесс, который обеспечивает поддержку для всех учащихся.
Доступ к общей учебной программе
Для того чтобы иметь возможность учиться по общей учебной программе, ученики прежде всего должны иметь доступ к этой программе.
Например, если ученик с нарушениями зрения не может загрузить в Интернете материалы для чтения, надо позаботиться, чтобы напечатать материал крупным шрифтом или шрифтом Брайля - тогда ученик не будет чувствовать значительные трудности, работая с этими учебными материалами. Учителя также могут сканировать материалы, чтобы они были в электронном формате или сделать аудиозапись текста, однако это может отнимать много времени и быть достаточно обременительным.
Доступная среда предполагает наличие готовых и доступных материалов, которые не требуют дополнительных приспособлений или модификаций учителя.
Например, если ученик испытывает трудности при чтении текстовых материалов в классе, это означает, что доступ к такой учебной программе ограничен. Эту проблему можно решить, сделав аудиозапись текста или обратившись к родителям, другим ученикам или волонтерам с просьбой зачитывать текст ученику вслух.
Универсальный дизайн доступной среды не только предполагает доступность учебного текста, представленного в электронном формате, а и предлагает другие варианты, которые могут помочь конкретному ученику, учитывая его индивидуальные особенности.
Ученик получает не только доступ к тексту, но и соответствующий уровень помощи, которая может меняться - от компьютерной программы, которая озвучивает отдельные слова или фразы, к учебному материалу того же содержания, но представленного упрощенным языком.
В некоторых случаях возможны другие варианты, такие как графические органайзеры, интегрированные в текст; представление краткого описания в автоматическом режиме, что обеспечит ученикам дополнительные подсказки об основных идеях учебного материала, когда это нужно.
Придерживаясь принципов универсального дизайна доступной среды в образовании:
- мы признаем, что каждый человек учится «по-своему», и способствуем развитию его сильных сторон и талантов;
- устраняем барьеры в системе образования и системе поддержки;
- ценим человеческое разнообразие;
- признаем, что деятельность основывается на правах человека и принципах равенства;
- имеем больше шансов оказывать поддержку во время обучения тем ученикам, которые имеют особые потребности.
Оборудование по доступной среде, товары для инвалидов и создания инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)