Планирование уроков: анализ курикулума и методы преподавания
Дифференцированное преподавание и принципы универсального дизайна.
Дифференцированное преподавание является универсальной практикой, предлагает учителям средства обучения широкого ученического контингента для осуществления позитивного влияния на учебную деятельность в условиях современного класса.Специалисты в области дифференцированного обучения проводят аналогию между универсальностью этой технологии, универсальной модели обучения и универсальным дизайном, предлагая совместить лучшие достижения для оказания поддержки учащимся,которые различаются своими учебными потребностями.Универсальная модель обучения (УМО) – это теоретическая основа, призванная направлять работу по созданию учебных программ, которые были бы гибкими и учитывали потребности всех учащихся. К разработке концепции УМО специалистов побудило движение универсального проектирования в архитектуре.Согласно его принципам, проектирование сооружений должно учитывать потребности людей с инвалидностью и удовлетворять их в полной мере. Универсально спроектированные сооружения действительно оказываются более доступными для людей с инвалидностью,однако, кроме этого, они предлагают непредсказуемые преимущества для всех пользователей. Срезанные бордюры, например,выполняют свою первоначальную функцию облегчения передвижения людей в инвалидных колясках, но при этом они оказываются полезными также и людям, которые гуляют с детской коляской,маленьким детям, а также обычным пешеходам. Таким образом,проектирование с учетом потребностей людей с нарушениями расширило возможности использования здания для всех.Аналогично, УМО предусматривает разработку учебных программ с учетом потребностей всех учащихся, с использованием соответствующих методов, материалов и оценивания. Учебная программа, разработанная на основе УМО, спланирована таким образом, чтобы быть гибкой, обогащенной различными средствами, которые позволяют использовать альтернативные варианты (где это уместно или необходимо). Она предусматривает дифференциацию, сводя к минимуму количество барьеров для ученика и обеспечивая, через адаптацию, максимальный доступ к информации, полноценное участие в учебном процессе,позволяя двигаться вперед во всех важнейших аспектах.Система подходов, предусмотренная УМО, обеспечивает разработку адаптированных учебных программ, учитывая три принципа, которые соответствуют трем фундаментально важным компонентам обучения, а также соотносятся и с тремя центрами в мозге, которые делают обучение возможным: опознавательный, стратегический и эмоциональный. В общем, идея заключается в рациональном подборе целей, методов, механизмов оценивания и материалов для обучения таким образом, чтобы свести к минимуму существующие барьеры и обеспечить максимальную гибкость учебного процесса.
Принципы универсальности и дифференциации содержания,процесса, продукта и среды.
Дифференцированное преподавание можно рассматривать как практику работы в классе, что соответствует трем принципам универсальной модели обучения. Рассмотрим соответствие между дифференцированным преподаванием и УМО, использовав для иллюстрации три метода развития различных учебных навыков. Одно из главных положенийУМО–возможность использования многочисленных гибких методов преподавания. Каждый из трех ключевых элементов дифференцированного обучения –содержание, процесс, продукт –является также ключевым в реализации методов обучения на основе УМО. Отдельные рекомендации могут помогать учителям обеспечивать гибкую поддержку важнейших элементов и способствовать достижению успеха каждым учеником.
Рекомендации по содержанию.
• Первое –предоставлять множество примеров с целью поддержки учебного содержания. Оставляя неизменным общий смысл, учитель может изменить сложность материала,обращая внимание на более мелкие или глобальные, более простые или более сложные элементы (факты, события, понятия и т.д.). Для учеников с физическими или когнитивными нарушениями такое многообразие примеров может оказаться очень важным для понимания материала, который излагается. Эти же множественные примеры могут быть полезными и другим ученикам. При таких условиях они получают разноаспектное, разноплановое видение, которое в обычных условиях они могли бы и не получить. Таким образом, спектр примеров может помочь каждому ученику узнать основополагающие элементы на основе индивидуального распознавания и выстраивания в определенную модель.
• Второе –обеспечивать множественные носители информациии форматы (где представлены различные примеры содержания).Широкий выбор средств представления/презентации учебного содержания существует в цифровом формате, что дает учителям возможность осуществлять манипуляции с размером, контрастными цветамии другими характеристиками для создания примеров намногочисленных носителях информации и в различных форматах. Их можносохранять для дальнейшего использования и обеспечения гибкого доступа к ним разных учеников, в зависимости от их потребностей и предпочтений.
• Третье –выделять важнейшие признаки для того, чтобы элементы содержания делали возможным овладение понятиями. Не стоит концентрировать внимание учеников на слишком пространных фактах или соблазнительных деталях. Вместо этого следует сосредотачиваться на работе с общими понятиями. Таким образом учителя выделяют важнейшие компоненты.
• Четвертое – поддерживать фоновые знания. В этой связи полезным оказывается этап предварительного оценивания.Оценивая учеников, учителя могут более эффективно поддерживать базовые знания детей, делая это поэтапно.Стратегическое преподавание. Каждый из нас находит наиболее приемлемые для себя методы обучения. Именно поэтому процесс обучения требует вариативности и гибкости,стратегий, которые бы удовлетворяли всех и отдельных учеников. Обеспечение гибкости является важнейшим требованием для учителей, которые хотят помочь ученикам удовлетворить их разнообразные учебные потребности. Дифференцированное преподавание предполагает применение гибких подходов. В ситуации, когда на начальном этапеобучения учащиеся осваивают новые знания или навыки, для обеспечения их успеха и дальнейшей самостоятельности необходимо использовать практическую деятельность ссоответствующей поддержкой. Практическая деятельность с соответствующей поддержкой дает ученику возможность разделить сложный навык на возможные для выполнения и овладения компоненты и в полной мере овладеть ими. Дифференцированное преподавание способствует успешной реализации этого метода обучения, побуждая учеников быть активными и ответственными. А от учителей требует уважения к индивидуальным различиям, таким образом обеспечивая ученикам поддержку (на разных уровнях) в процессе их перехода от начального обучения к практическому закреплению освоенных навыков. Для того, чтобы успешно демонстрировать усвоенные знания, ученикам необходимы гибкие возможности для демонстрации навыков. Дифференцированное преподавание непосредственно поддерживает этот метод обучения (на основе УМО), побуждая учителей варьировать требования и ожидания относительно усвоения и демонстрации знаний, учитывать степень сложности и средства оценивания или выставления балльных оценок.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)