Условия предотвращения дискриминации
С целью недопущения дискриминации по инвалидности следует:
1) в предложенном законопроекте выделить статьи, которые касались мужчин- инвалидов и женщин-инвалидов и определяли:
а) задачи, направленные на обеспечение полного и равного осуществления ими всех прав и основных свобод человека;
б) мероприятия, направленные на всестороннее развитие, улучшение положения и расширения прав и возможностей мужчин и женщин в целях обеспечения им осуществления и реализации прав и основных свобод человека;
2) внести изменения в закон «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин» :
«Определение терминов» дополнить понятием «дискриминация по признаку инвалидности», которое следует употреблять в значении, приведенном в Конвенции о правах инвалидов;
«Основные направления государственной политики по обеспечению равных прав и возможностей женщин и мужчин» дополнить пунктом: «недопущение дискриминации по признаку инвалидности» ;
«Обеспечение равных прав и возможностей женщин и мужчин в труде и получении вознаграждения за него» дополнить пунктами: «Работодателям запрещается при приеме на работу мужчин-инвалидов и женщин-инвалидов ставить их в менее выгодное положение по сравнению с мужчинами и женщинами, которые не имеют инвалидности. Работодатели во время выполнения установленного норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов могут осуществлять положительные действия, направленные на достижение сбалансированного соотношения количества женщин-инвалидов и мужчин-инвалидов в различных сферах трудовой деятельности, а также среди различных категорий работников. Работодателям запрещается в объявлениях (рекламе) о вакансиях предлагать работу только.. (далее по тексту).. или определять дополнительные признаки, касающиеся расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, возраста, инвалидности или выделение его отдельной группы» ;
3) внести изменения в закон
«О государственной социальной помощи лицам, не имеющим права на пенсию, и инвалидам»
«Об утверждении Порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи лицам, не имеющим права на пенсию, и инвалидам и государственной социальной помощи на уход»
в части определения в рамках «Условий назначения государственной социальной помощи лицам, не имеющим права на пенсию и инвалидам» такой примечания: «требования этого положения не должны распространяться на женщин-инвалидов, которые одновременно имеют право на государственную социальную помощь по инвалидности и пособие при рождении ребенка, которые в этом случае могут выплачиваться одновременно». Это обусловлено тем, что при начислении пособия при рождении ребенка женщиной-инвалидом, она автоматически выходит из перечня лиц, имеющих право на другую социальную выплату, то есть выплату по инвалидности в связи с непризнанием ее малообеспеченной;
4) внести изменения в закон «Основы законодательства о здравоохранении», дополнив его:
«Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона» отдельной частью: «Наличие группы инвалидности у одного из супругов не может считаться противопоказанием для применения вспомогательных репродуктивных технологий, кроме наличия заболевания у одного из пациентов, определенного в общем перечне противопоказаний для проведения указанной методики лечения бесплодия»;
«Добровольное искусственное прерывание беременности» :
«Искусственное прерывание беременности недееспособного физического лица осуществляется по согласованию с его законным представителем и на основании разрешения, полученного в порядке» ;
5) внести изменения в закон «О реабилитации инвалидов » в части дополнения его отдельной ст. «Реабилитация девушек и женщин- инвалидов».
Антидискриминационная направленность закона.
В рамках общих положений закона «О деятельности органов публичной власти относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов» следует сосредоточить внимание на статьи «Равенство и дискриминация». Таким образом, 75% второй респондентов на вопрос: "Существует ли дискриминация в отношении лиц с инвалидностью? ответили положительно.
На сегодня дискриминационное законодательство, по сравнению с законодательством США, Австралии, Великобритании, Канады, содержит обзорный характер без детализации защищенных признаков- возраст, пол, раса, инвалидность, этническое происхождение, религиозные верования, политические убеждения и тому подобное. В связи с этим привлечь виновное лицо к юридической ответственности за дискриминацию по признаку инвалидности, в соответствии с действующим законодательством (закон «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации », закон «Об основах социальной защиты инвалидов »), фактически невозможно.
Итак, возможно детализировать признаки дискриминации в сферах занятости и трудоустройства, предоставления образовательных услуг, доступности транспортных средств, жилья, общественных мест и учреждений, а также доступа к информации. Кроме того, следует акцентировать внимание на ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин-инвалидов. Указанная статья может иметь бланкетный характер со ссылкой на базовый антидискриминационный закон «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации », в рамках которого предлагается предусмотреть отдельный раздел «Дискриминация по признаку инвалидности».
Структура этого раздела должна состоять из следующих статей:
ст. «Дискриминация в сфере занятости и трудоустройстве инвалидов»,
ст. «Дискриминация в сфере предоставления образовательных услуг инвалидам»,
ст. «Дискриминация в сфере доступности транспортных средств»,
ст. «Дискриминация в сфере медицинского обеспечения»,
ст. «Дискриминация в сфере доступности жилья»,
ст. «Дискриминация в сфере доступности общественных мест и учреждений»,
ст. «Дискриминация в сфере доступа к информации».
Детальное закрепление дискриминационных признаков в соответствующих сферах даст возможность четко определиться со спецификой процессуального обжалования дискриминационных решений, действий или бездействия должностных лиц органов публичной власти и привлечения виновных к юридической ответственности.
Обеспечение защиты и безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций. Подписав Конвенцию ООН о правах инвалидов, Россия взяла на себя обязательство принимать все необходимые меры для обеспечения защиты и безопасности инвалидов в ситуациях риска, в частности в вооруженных конфликтах, чрезвычайных гуманитарных ситуациях и во время стихийных бедствий. По сравнению с другими лицами обеспечение защиты и безопасности лиц с инвалидностью имеет свою специфику. Эти лица с поражением органов зрения, слуха, опорно- двигательного аппарата, умственной отсталостью, психическими расстройствами в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и введение административно-правового режима требуют особой посторонней помощи, осуществления дополнительных, закрепленных на уровне законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов, мероприятий организационного, тактического и иного характера.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)