Самовоспитание в ключе инклюзивного воспитания
Самовоспитание всегда связано с ведущей деятельностью детей. В ней, через нее оно осуществляется, поэтому, например, у дошкольников и младших школьников в самовоспитании так важна игра и игровые моменты. У младших подростков, в связи с усиленным развитием моторики, значительную роль играют практические упражнения, тренировки. У старших подростков значительна роль эмоционального и волевого компонентов, в связи с бурными переживаниями, эмоциями, чувствами и необходимостью управлять собой в сложных ситуациях. Начиная со старшего школьного возраста, самовоспитание выступает преимущественно в форме подготовки себя к профессии, к труду в обществе и тесно связано с взаимоотношениями в коллективе, практической деятельностью, самообразованием, профессиональным становлением. Поэтому самовоспитание - это не только результат воспитания, но и условие его эффективности.
Теория и практика воспитания свидетельствуют, что положительные последствия достигаются при условии, что ученики становятся активными участниками формирования социальных отношений в коллективе, когда основой жизни детского коллектива является не просто выполнение учащимися заданий и поручений, определенных воспитателем, а непосредственная их практическая деятельность, которая основывается на инициативе и самодеятельности. Важно, чтобы росла активность и творческая роль каждого человека, чтобы во внеклассной работе создавалось больше возможностей для выявления этой активности.
Воспитание в специальных учебных заведениях строится на основе организации разнообразной и посильной для школьников деятельности. При этом оно не ограничивается процессом освоения учебных предметов, а продолжается в условиях коллективной и индивидуальной деятельности, проведения внеклассных мероприятий. При этом организаторская работа является очень важным и неотъемлемым элементом процесса воспитания.
Воспитательная работа - это, прежде всего, работа организатора.
Воспитание - это деятельность, направленная в будущее.
При раскрытии задач и содержания воспитания важно учитывать не только потребности сегодняшнего дня, но и перспективы общественного развития. Следует помнить, что сегодняшние школьники войдут в жизнь в новых общественных условиях. Поэтому процесс воспитания нужно строить в соответствии с задачами и потребностями не только настоящего, но и завтрашнего дня, с учетом основных тенденций развития общества. Итак, процесс воспитания - это деятельность, направленная в будущее. Соответственно, результаты его являются малозаметными для внешнего восприятия. В воспитании очень сложно за короткий срок выявить, какие личностные качества, привычки получили ученики.
Проверить и оценить результаты воспитания значительно сложнее, чем в обучении. Для этого нужны длительные наблюдения за поведением учащихся в разных обстоятельствах и ситуациях.
Воспитание – коррекционно-направленный процесс.
Психофизические недостатки развития детей обусловливают необходимость решать специфические задачи. Возникает необходимость организовать жизнь, деятельность и лечение учащихся в соответствии с имеющимся у них расстройством и вторичными нарушениями. Особенности детей с нарушениями психофизического развития рассматриваются отечественными дефектологами в динамике, в связи с причинами их возникновения, их влиянием на формирование личности, в зависимости от условий жизни и развития ребенка.
Так, рациональное построение системы воспитания детей возможно только при условии правильного понимания структуры расстройства, то есть в том случае, когда изучены не только основные нарушения, но и все последующие отклонения, обусловленные первичным дефектом.
В процессе коррекционно-воспитательной работы необходимо принимать во внимание все положительные стороны личности ребенка и учитывать все возможные компенсаторные механизмы. Ведь пластичность нервной системы ребенка, его приспособительные возможности очень большие. Следует помнить, что при благоприятных для ребенка условиях можно достичь значительных результатов: в процессе обучения и воспитания развивается психика и личность ребенка, формируется умение работать и жить в коллективе.
Все личностные изменения: замкнутость, отчужденность, некритичность, деспотичность, требовательность к другим, или неуверенность в своих силах, нерешительность, боязливость - все это результат неправильной реакции на расстройство, которое проявляется при неправильном отношении к детям со стороны окружающих. Эти отклонения являются наиболее удаленными от первичного расстройства, поэтому легче преодолеваются. Однако это возможно только при условии правильно организованной жизни, деятельности детей, правильного отношения к ним со стороны взрослых и детей, которые их окружают.
Отклонения в развитии личности, которые являются своеобразной реакцией на расстройство, поддаются воспитанию. При этом воспитательное воздействие, направленное на их преодоление, дает наибольший эффект при условии учета причин, вызвавших эти отклонения, а также условий предшествующего развития ребенка.
Идеальным результатом воспитания считается такое моральное развитие личности, при котором совпадают уровни развития нравственного знания и нравственного поведения, когда поступки, линия поведения учащихся совпадают с их взглядами, сознанием, убеждениями. Однако добиться единства сознания и поведения, даже в процессе воспитания школьников, которые развиваются нормально, бывает достаточно сложно. Еще более сложным является эта задача, когда речь идет о детях с ограниченными психофизическими возможностями, так как разрыв между сознанием и моральным поведением у них является очень значительным. Именно поэтому коррекционные усилия должны быть направлены на преодоление диссоциации в развитии сознания, поведения, характера и чувств у школьников. Особое внимание следует обращать на преодоление разрыва, различия между словом и делом; намерениями, желанием и фактическими поступками; между умом и эмоциональными проявлениями.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)