Преимущества совместного преподавания
- Обмен методами преподавания способствует повышению уровня педагогического мастерства обоих учителей.
- Присутствие на уроке двух учителей означает, что больше детей могут получить индивидуальную помощь, это также помогает поддерживать дисциплину в классе.
- В случае отсутствия одного из педагогов запланированный урок все равно состоится, и нет необходимости заменять его другим.
- Коррекционный педагог лучше овладевает материалом учебных дисциплин и благодаря этому может более эффективно строить свою работу с учениками во время специальных занятий.
- Коррекционный педагог обогащает свой методический фонд за счет специальных учебных стратегий и в дальнейшем использует их в самостоятельной работе на других уроках.
Несмотря на многочисленные преимущества практики совместного преподавания, учителя, принимая решение о совместном преподавании, сталкиваются также и с некоторыми трудностями:
- Большое количество детей в классе, в том числе детей с особыми образовательными потребностями.
- Недостаток или отсутствие коррекционных педагогов для воплощения в жизнь программы общего обучения.
- Коррекционные педагоги больше тяготеют к выполнению роли помощника учителя, чем со-учителя.
Эффективное формирование партнерских отношений в процессе совместного обучения
Чтобы избежать трудностей в процессе сотрудничества, необходимо учесть некоторые простые, но действенные советы.
Прежде всего учителям, которые будут работать вместе, стоит познакомиться и определить основные правила совместной работы. Необходимо решить общие организационные вопросы, например, кто из детей класса имеет особые образовательные потребности, как часто будет осуществляться совместное преподавание, в каком помещении это будет происходить и тому подобное.
Далее следует обсудить более конкретные вопросы, например, как будет начинаться урок, какие способы поощрения детей будут применяться, соблюдение каких правил поведения детей будет требоваться, как будут происходить контакты с родителями. Важно выяснить эти моменты до начала совместной работы, поскольку необходимо максимально избегать разногласия.
После того как педагоги познакомились и обсудили виды поддержки, необходимые детям с особыми образовательными потребностями, определились со временем, общими правилами, договорились о методах преподавания, стоит перейти к этапу совместного планирования.
Совместное планирование
В решении вопроса активного участия коррекционных педагогов в учебно-воспитательном процессе на принципах партнерства большое значение имеет совместное планирование.
При планировании в центре внимания должны быть учебное содержание, методы и приемы обучения, раздаточный материал, необходимые адаптация и модификация - все, что может помочь учащимся усвоить учебную программу. Совместное планирование позволяет интегрировать подходы специального и общего образования, а именно учебное содержание, педагогические подходы, процессы индивидуализации и дифференциации.
Советы о проведении встречи учителя общеобразовательного класса и коррекционного педагога по вопросам совместного планирования:
- Прежде всего, следует определиться с выделением времени для совместного планирования и составления графиков таких встреч. Это особенно важно для коррекционных педагогов, которые могут работать одновременно с несколькими педагогами инклюзивных классов.
- Накануне встречи по вопросам планирования педагог инклюзивного класса должен провести анализ содержания учебной программы и государственных стандартов. Коррекционный педагог должен познакомиться с детьми, имеющими особые образовательные потребности, выделить учебные цели и определиться с возможными вариантами индивидуального подхода к конкретным детям.
- Важно, чтобы совместное планирование происходило в атмосфере уважения и доверия.
- Во время встреч по вопросам планирования в центре внимания должны быть содержание (что будет преподаваться) и методы преподавания.
- В процессе совместного планирования значительное место занимает обсуждение учебных результатов для отдельных детей. Детальное обсуждение учебных стратегий стоит перенести на конец встречи, когда главные вопросы уже будут решены.
- Командам, осуществляющим совместное преподавание, следует встречаться не менее одного раза в неделю для работы над планом (45-60 минут). Опытные команды могут справиться с планированием в течение десяти минут.
Еженедельное совместное планирование
Эффективное еженедельное планирование требует регулярных встреч в соответствии с графиком. Желательно, чтобы встреча по вопросам планирования проводилась в строго определенное время, в отдельном помещении и по содержанию была структурированной и целенаправленной. В центре внимания должны быть такие вопросы, как, кто из детей имеет особые образовательные потребности и какие это потребности; какие учебные цели нужно достичь (чему нужно научить), какие методы можно применить, чтобы обучение детей с особыми образовательными потребностями стало более эффективным? Другими вопросами могут быть следующие: какие конкретные трудности конкретных детей, как работать вместе, чтобы помочь детям; какие временные рамки надо определить на пути к достижению целей.
Этапы развития партнерских отношений в процессе совместного обучения
Можно условно выделить три этапа развития взаимоотношений учителя инклюзивного класса и коррекционного педагога в процессе совместного обучения:
- Первый этап - начальный.
- Второй этап - этап достижения компромисса.
- Третий этап - этап сотрудничества.
Рассмотрим подробнее, каковы особенности указанных этапов развития взаимоотношений в соответствии с такими аспектами учебного воспитательного процесса, как:
- Физическая среда класса.
- Содержание учебной программы.
- Адаптация и модификация учебной программы.
- Характер преподавания.
- Управление классом.
- Оценка знаний учащихся.
Физическая среда
Начальный этап
- Впечатление разрешения: ученики с особыми образовательными потребностями и ученики общеобразовательного класса находятся отдельно, будто класс в классе. Создается впечатление, что это скорее специальный класс, который включили в обычный класс. Эффективная интеграция не происходит.
- Коррекционный педагог чувствует себя гостем. Он часто просит разрешения использовать материалы - это вызывает ощущение, что этот человек чужой. Часто именно коррекционный педагог приходит в инклюзивный класс.
- Недостаточное чувство контроля над материалами или пространством со стороны коррекционного педагога.
Этап достижения компромисса
- Несмотря на большую свободу перемещения и разделение пространства и материалов, коррекционный педагог может еще не чувствовать себя комфортно, принимая на себя роль равного партнера при проведении обучения учащихся, хотя имеет уже больше свободы и пространства.
- Коррекционный педагог перемещается по классу свободно, но редко оказывается в центре внимания.
Этап сотрудничества
- Важным элементом является то, что учащиеся работают вместе и не видят никакой разницы между собой.
- Оба учителя контролируют пространство, как при эффективной парной игре в теннис, класс является постоянно «охваченным», пространство реально принадлежит команде.
- Все ученики участвуют в выполнении совместных групповых задач.
- Учителя естественно и непринужденно взаимодействуют, сам учебный процесс и поведение учителей становятся непринужденными и интуитивными.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)