Природа своеобразного поведения ребенка
Не менее важно определить родителям их задачи: какие меры, почему и когда их нужно употреблять. Для этого родители должны не хуже психолога понимать природу своеобразного поведения ребенка. Итак, с родителями нужна системная образовательная работа. Для этого, кроме индивидуальных консультаций, на которых обсуждаются особенности конкретного ребенка и совместные действия психолога, педагога и родителей по коррекции его поведения, полезной будет работа с группой родителей, поскольку в каждом учебном заведении наверняка окажется не один гиперактивный ребенок. В группе можно сочетать непродолжительные лекции с обсуждением интересных случаев и педагогических находок из опыта каждого. Такие обсуждения особенно полезны для поддержания доброжелательных, сочувственных отношений и оптимизма у родителей, которые не остаются наедине со своей проблемой.
Главное, на чем нужно сосредоточить внимание и родителей, и педагогов, это не ставить перед ребенком непреодолимых задач. Пусть они будут сначала совсем простыми и не требуют длительного времени и сосредоточения внимания для их выполнения. А успех, положительная стимуляция позволит ребенку расти в собственных глазах, стремиться хорошо себя вести. Так создается единая система помощи ребенку контролировать свое поведение, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.
Противоположными гиперактивным детям по поведенческим проявлениям являются дети уязвимые, с повышенной тревожностью и склонностью к астеническим реакциям.
Среди одноклассников они отличаются недостаточной активностью, застенчивостью особенно в новых для них условиях. Поэтому без предварительного знакомства и доверия к педагогу или психологу во время общения они могут производить впечатление гораздо менее развитых, чем есть на самом деле. Особенно отчетливо эта особенность выступает при решении различных задач в процессе обследования развития ребенка. В начале он бывает скован неуверенностью, за выполнение простых задач берется неохотно, со страхом, поэтому часто делает ошибки, останавливается. Но если психолог найдет, за что его похвалить, он просто «расцветает», становится активней, сообразительней и каждый раз успешно выполняет даже сложные задачи.
Наряду с этими недостатками, внимательному педагогу открывается и то, что вызывает к ребенку уважение и привязанность. Очень уязвимые, чувствительные, часто погруженные в свои переживания, они раньше сверстников постигают мир человеческих чувств, отношений, способны к состраданию. Часто, работая с таким ребенком, приходится удивляться, как рядом с трудностями при выполнении многих задач он оказывается более зрелым по сравнению со своими активными и успешными одноклассниками в решении моральных коллизий, понимании мотивов поведения людей, например, в рассказе или сюжетном рисунке.
Изучая истории развития и условия воспитания этих детей, можно определить, что многие из них были болезненными в раннем детстве и вообще отличаются физической и психической хрупкостью. Однако, очевидно, все-таки «последней каплей» в формировании такого пассивного способа реагирования во всех ситуациях, где нужно сделать психическое усилие, являются неблагоприятные факторы. Часто они страдают от эмоционально обедненных условий воспитания. Однако изредка этот тип поведения ребенка производит и, на первый взгляд, благополучная семья, где родители много внимания уделяют воспитанию детей. Однако стиль воспитания у них несколько своеобразен: в нем преобладает авторитарность и требовательность без должного внимания к внутреннему миру ребенка.
Завышенные требования к ребенку со стороны родителей обусловлены недовольством собственными достижениями или неудачами. Главное, что отличает таких родителей – это непонимание границ возможностей ребенка, неумение ему помочь, зато непомерные требования и амбиции. В таких случаях отец, руководствуясь убеждением, что «нечего бездельничать, пора приучаться к порядку», может категорически настаивать на необходимости начать школьное обучение сына, которому еще далеко не исполнилось шести лет, и он по всем показателям не достиг необходимого развития. Конечно, требуя от ребенка большего, чем он сейчас может, теряют и то, чего в других условиях можно было бы достичь без особого напряжения.
Если педагогу и психологу не удается в начале обучения понять состояние ребенка и условия семейного воспитания и принять соответствующие меры, то драма нарастает. Предметом особого внимания становятся школьные оценки, которые оказываются ниже желаемых. Таким образом ребенок становится объектом постоянного недовольства, считает себя неспособным. Под влиянием постоянной отрицательной оценки взрослых у него падает и без того невысокая самооценка и поэтому растет неуверенность, повышается уровень тревожности.
Не способные на активный протест, такие дети, чтобы избежать недовольства родителей, прибегают к обману, скрывают полученные низкие с точки зрения родителей оценки, становятся еще более подавленными, замкнутыми. Иногда у них возникают болезненные симптомы как реакция на нервное перенапряжение от неприятных переживаний. Так может сформироваться негативная, болезненная черта личности - склонность реагировать на трудности «бегством в болезнь». От синдрома хронической неуспеваемости могут страдать и дети, успешность которых не вызывает особого беспокойства у педагога. Однако их эмоциональное состояние может быть достаточно тяжелым.
Расхождением между низкой самооценкой и высоким уровнем притязаний можно объяснить длительное сидение над задачей, не приступая к ее выполнению. Ребенок знает, что дело должно быть выполнено хорошо (как требуют взрослые), и в то же время он чувствует себя ни на что не способным. Именно это парализует его деятельность. При таких обстоятельствах у ребенка формируется негативное отношение к себе - неприятие себя. Это очень разрушительное состояние для детской личности. Его преодоление требует, прежде всего, повышения самооценки ребенка, что достигается путем признания его возможностей и достижений.
Важно отметить, что синдром хронической не успешности, как правило, переживают дети, которые приходят в школу, если не со сложившейся учащейся позицией, то с достаточными предпосылками ее формирования в школе: для них большое значение имеет оценка их успеваемости. Это послушные, эмоционально уязвимые дети, их легко ранить отрицательной оценкой, которую они сразу же принимают, верят, что они действительно плохие, и не находят способа в чем утвердиться. Они не способны на активный протест.
Есть и другая часть детей, у которых переживание дискомфорта от эмоционально неприглядного и неуспешного начала обучения быстро ведет к потере позиции ученика: для них становится незначимым все, что связано с обучением и его оценкой. Потребность в одобрении, то есть поддержке позитивной самооценки и самопринятия, они удовлетворяют вне школы, в другой среде и другой деятельности, которая может сформировать социально неприемлемые установки личности. Взаимоотношения таких детей с родителями и педагогами приобретают конфликтность, которая обостряется вместе с их взрослением.
Заслуживает внимания еще одна категория детей, у которых возникают проблемы в адаптации к школе. Выражаясь несколько фигурально, это дети, заранее утомленные учебой. Уровень общего психического развития у них бывает разным: от совсем посредственного к высокому. Объединяет их то, что все они, задолго до поступления в школу, тщательно учились: с родителями, посещали различные организованные для дошкольников группы по изучению иностранного языка, подготовки к школе, где учились читать, писать, считать. Следует отметить, что введение обязательной подготовки пятилетних детей, не посещающих дошкольное учебное заведение, для обучения в школе, для многих из них обернулось обычным школьным обучением, начатым раньше еще на один год. При таких условиях ребенок рискует рано устать от «взрослых» занятий. Оптимальными условиями для его психического развития в этом возрасте является игра. Он еще не готов принять позицию ученика со всеми ее преимуществами и требованиями. Включаясь, часто по принуждению, в несвойственную его возрасту деятельность, он привыкает видеть в ней одни неприятности, которые в школе только увеличиваются. Это уже опасная почва для развития отвращения к школе.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)